Женщины по всему миру скупают роскошную одежду. Как покупка дорогой сумочки может стать самым успешным вложением в жизни?
В социальных сетях набирает популярность новый тренд — #GirlMath («женская математика»). В TikTok видео с этим хештегом посмотрели сотни миллионов пользователей. В роликах девушки объясняют, почему очередная дорогостоящая покупка на самом деле выгодна или даже бесплатна. Критики считают, что эта тенденция лишь подчеркивает тот факт, что женщины плохо разбираются в цифрах, и укрепляет гендерные стереотипы, другие же отмечают разумный подход к тратам в условиях финансового кризиса. Женское лицо экономики — в материале «Ленты.ру».
«Женская математика» описывает подход к тратам
Изначально girl math описывала снисходительное и пренебрежительное отношение к женскому способу распоряжаться финансами. До того как у женской математики появился термин, ее часто называли просто женской логикой. По своей сути girl math — это обычные рассуждения, которые помогают женщинам оправдать перед собой и обществом то, как они тратят деньги.
Американский инвестор и автор книги Financial Feminist Тори Данлэп считает, что #GirlMath появилась в ответ на советы и осуждения от финансовых экспертов (в большинстве своем — мужчин) по поводу расходов на «ненужные» вещи, такие как маникюр, кофе навынос или новая сумочка. «Нас судят за наши траты, и мы чувствуем себя виноватыми каждый раз, когда тратим деньги», — объясняет она.
Иногда «женская математика» — это идеальная математика Брэд Клонц доктор психологических наук, эксперт в области финансовой психологии
Основа женской математики — подсчет стоимости одного использования той или иной вещи. Согласно рассуждениям авторов вирусных видео, сумка стоимостью 500 долларов достанется вам практически даром, если вы будете носить ее каждый день в течение года. В таком случае цена за один день использования составит 1,36 доллара, что меньше, чем цена чашки кофе.
При этом в #GirlMath есть и гораздо более спорные и нелогичные идеи. Например, о том, что покупка на распродаже по сниженной цене означает, что вы буквально заработали сэкономленные на разнице деньги и их можно потратить на что-либо другое. Если же вы хотели приобрести что-то дорогостоящее, но не сделали это — это тоже прибыль. Еще один необычный способ оправдать покупку: «наличные — это ненастоящие деньги». По мнению адептов такой философии, о тратах без использования банковской карты будет проще не вспоминать, а значит, и покупки как будто не было.
Женщины предпочитают расплачиваться наличными
Последнее утверждение, однако, подтверждает исследование доцента кафедры маркетинга Стэнфордской высшей школы бизнеса Сзу-Чи Хуанга. Проанализировав более 118 тысяч реальных оплат, он пришел к выводу, что, когда потребители хотели бы забыть о покупке, так как посчитали ее неоправданной, они предпочитали расплатиться наличными. Оплата банковской картой создает «электронный след», который будет напоминать об импульсивном решении.
Женщины также могут выбирать оплату наличными, если хотят скрыть свои покупки от супруга. Исследование Bankrate.com показало, что 39 процентов взрослых американцев, состоящих в браке или живущих с партнером, когда-либо имели финансовую тайну от своего спутника. Чаще всего эти секреты касались расходов, которые партнер мог бы не одобрить, или сведений о долгах и кредитах.
Сколько россиян скрывают размер заработка от супруга 15 процентов состоящих в браке граждан не в курсе, сколько зарабатывает его вторая половина. По данным опроса сервиса «Зарплата.ру», осведомленность об уровне заработка партнера влияет на то, считают ли опрошенные свои отношения в семье правильными и гармоничными. Среди тех, кто знает о доходах супруга, о гармонии в семье заявили 93 процента опрошенных, в семьях, где между партнерами есть секреты, этот показатель составил всего 58 процентов.
Отношение к необязательным тратам можно переосмыслить
При этом «женская математика» зачастую помогает потребителям переосмыслить свое отношение к деньгам и необязательным тратам в условиях ограниченного бюджета. По мнению экспертов, она может пригодиться в случае крупных покупок, когда необходимо тщательно взвесить все за и против.
«Иногда "женская математика" — это идеальная математика», — сказал доктор психологических наук и эксперт в области финансовой психологии Брэд Клонц. По его мнению, подсчет того, как часто вы будете носить или использовать ту или иную вещь, помогает «успокоить эмоциональную и включить рациональную часть мозга».
74% составила средняя доходность вложений в дизайнерские сумки за десять лет
К появлению этого феномена привел и всплеск интереса потребителей к дорогим покупкам после пандемии коронавируса, что вызвало небывалый рост цен. Популярность трендов «тихой роскоши» и old money вынуждает рядовых граждан, живущих от зарплаты до зарплаты, делать приобретения, которые им не по карману.
Модные журналы только подливают масла в огонь необдуманных покупок, давая той или иной дизайнерской вещи титул «лучшей инвестиции». Обычно так называют добротный предмет гардероба, который вы сможете носить годы или даже десятилетия. Однако какие-то вещи можно потом не просто продать, но и заработать на этом.
Так, средняя доходность вложений в дизайнерские сумки за десять лет составила 74 процента. Больше всего в цене растут редкие модели известных домов моды, которые производятся в ограниченном количестве или на заказ. А на перепродаже редких лимитированных кроссовок можно получить до 2000 процентов прибыли.
Girl math оказывает большое влияние на экономику
Несмотря на иногда нелогичные и забавные идеи, girl math оказывает большое влияние на экономику. По данным исследования, до 85 процентов всех потребительских расходов в США и до 80 процентов в мире приходятся на женщин — покупки совершаются ими напрямую или под их контролем, например, в семье.
Именно женщины способствовали невероятному успеху фильма «Барби», собравшего в прокате более 1 миллиарда долларов, а также концертных туров Бейонсе и Тейлор Свифт. Обе исполнительницы своими визитами стимулировали экономическую динамику городов и даже целых стран, а где-то артисток даже обвинили в скачке инфляции из-за роста цен на гостиницы и другие услуги. Посетители этих концертов — женщины, и часть из них оправдали поездку на мероприятие с помощью «женской математики».
При этом в перспективе дамы начнут играть еще большую роль в структуре потребительских расходов. Уже сегодня почти 60 процентов студентов американских колледжей составляют женщины, и если тенденция сохранится, то вскоре на каждого выпускника-мужчину будут приходиться две представительницы прекрасного пола с дипломом. Женщины становятся более образованными и амбициозными в карьере, что влияет на структуру их трат.
Экономическая активность женщин растет не только в таких категориях, как одежда и обувь, красота и товары для дома, но и в традиционно мужских сферах — покупка жилья или автомобиля. Если раньше компании могли рассматривать дам как некую небольшую нишу потребителей, то сейчас именно они являются целевой аудиторией гигантов розничной и интернет-торговли.
Несмотря на эту тенденцию, многие женщины по всему миру продолжают чувствовать себя на обочине экономики, в первую очередь из-за зарплатного и карьерного неравенства, отметила эксперт по гендерным вопросам в сфере финансов Ильва Бэкстрем. По ее мнению, girl math для них стала не просто шуткой в сети, но и способом заявить о себе и своей самостоятельности в денежных вопросах.
Так, женщины в Великобритании за свою карьеру зарабатывают в среднем на 260 тысяч фунтов меньше, чем мужчины, а пенсионный доход мужчин в два раза выше, подчеркнула Бэкстрем. В России ситуация аналогичная — женщины получают в среднем всего 70 процентов от зарплаты мужчины, заявила член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.
В некоторых случаях такая разница может быть оправдана тем, что мужчины работают на вредных и опасных производствах, что предполагает дополнительные компенсационные выплаты. Однако даже на одинаковых должностях с равными должностными обязанностями женщина получает меньше, и с этим необходимо бороться, отметила депутат. По словам замминистра труда и социальной защиты Ольги Баталиной, разрыв в заработке женщин и мужчин хоть и сокращается, но остается на высоком уровне.
Двойная работа
По мнению главы Школы гендерной экономики в Римском университете Сапиенца Аззурры Ринальди, гендерные аспекты в экономике просто решили не замечать. При этом миру необходимо осознать, что каждый потраченный евро или доллар по-разному влияет на жизнь мужчин и женщин, сказала она.
«Можно сказать, что неоплачиваемый домашний труд не имеет важного значения, потому что не вносит вклад в ВВП. С другой стороны, на женщинах лежит воспроизводство населения — а это уже ключевой экономический показатель», — сказала Ринальди.
В России женщины Японии женщины тратят в 5,5 раза больше времени на работу по дому, а в Южной Корее — в 4,5 раза.
По данным Bloomberg, японские женщины недополучают около 111 триллионов иен (761 миллиард долларов) в год за бесплатную домашнюю работу. Эта сумма составляет около пятой части экономики страны, занимающей третье по величине место в мире. Если же допустить, что такой труд был бы оплачен, то доходы полов практически выровнялись бы, показали подсчеты специалистов.
Женщинам мешает «налог на розовое»
Помимо гендерных стереотипов, меньшей, чем у мужчин, зарплаты и неоплачиваемого труда на пути к финансовому благополучию женщинам мешает и так называемый «налог на розовое». Этим термином обозначают несправедливую разницу в цене между женскими и аналогичными мужскими товарами — от предметов гигиены до брендовой одежды. Впервые об этом заговорил Департамент по делам потребителей Нью-Йорка в 2015 году, который проанализировал цены и пришел к выводу, что женские товары стоят дороже в 42 процентах случаев, в то время как мужские — только в 18 процентах случаев. В среднем разница в цене составила 7 процентов.
Финансовый маркетплейс «Сравни» проанализировал стоимость минимального базового набора товаров и услуг для мужчин и женщин, и оказалось, что быть дамой в России стоит более чем в 3 раза дороже. Нужно оговориться, что перечень предметов для каждой категории был свой, но в него вошли необходимые для приведения себя в порядок вещи. В джентельменский набор вошли 11 средств, а в женский — сразу 40. Отмечается, что аналогичные женские товары, такие как бритвенный станок, туалетная вода и даже гель для душа стоили дороже, чем мужские.
При этом платить больше женщинам приходится с детства. За базовый школьный набор школьницы российские родители в прошлом году вынуждены были заплатить почти на четыре тысячи рублей больше, чем за аналогичный набор для мальчика. По Росстата, чтобы собрать в школу девочку, необходимо почти 27 тысяч рублей против 22 тысяч рублей для мальчика. Похожим образом ситуация обстоит и с детскими игрушками.
В 3 раза дороже обходится быть женщиной в России
Как заявил кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Николай Перепелкин, любая наценка — это нормальная схема бизнеса. По его словам, на цены в первую очередь влияет спрос на товар, и женщины сами готовы платить за более оригинальный или привлекательный внешне товар, тогда как для мужчин это не столь важно.
По прогнозам кандидата экономических наук и доцента РАНХиГС Николая Кульбаки, «налог на розовое» в России станет постепенно сходить на нет по мере того как потребители привыкнут к изобилию товаров. Он также назвал закономерным то, что компании делают ставку на половое различие, так как производитель выпускает товары под определенный сегмент покупателей.