Как нашу армию создавали: рассекречены уникальные документы Политбюро ВКП (б)
В Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) - яркая премьера: рассекречены и введены в открытый оборот уникальные, в том числе никогда не публиковавшиеся документы о том, как в нашей стране формировалась кадровая армия и проводились мобилизационные мероприятия.
Поводом для такой документальной выставки стала рубежная дата - 100 лет со дня принятия постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О сроках службы и сроках призыва". Оно вышло 21 февраля 1924 года, всего через месяц после смерти Ленина.
"А перед этим проблемы армии обсуждались на специальном пленуме ЦК в феврале того же 1924 года. Именно там была инициирована разработка масштабной военной реформы, в том числе в области регулирования прав и обязанностей мобилизованных", - пояснил "Российской газете" директор РГАНИ кандидат исторических наук Игорь Пермяков.
Из опубликованного документа следовало, что срок службы для большинства военнослужащих пехоты, технических войск, кавалерии и войск ГПУ составлял 2 года. Для воздушного флота, требующего специальной технической подготовки - 3 года. А для морского флота - четыре. Кроме того, было определено, что ежегодный призыв должен проходить один раз в год - осенью.
Что любопытно: при отборе для военной службы было решено использовать, как и в царской России, принцип жеребьевки, которая проводилась среди всего подлежащего призыву контингента. Ввиду особого значения жеребьевки, ее порядок был регламентирован до мельчайших подробностей: "Жребий вынимается каждым только один раз, а потому вынувший жребий исполняет повинность по доставшемуся ему номеру, хотя бы он вынул его, по какому-нибудь недоразумению, прежде своей очереди…".
Запись добровольцев в Красную армию, 1918 год. Фото: РИА Новости
Комментируя это и последовавшие за ним решения, Игорь Пермяков напомнил, что самым первым нормативным актом пришедших к власти большевиков был "Декрет о мире". Ленин и его соратники заявили в октябре 1917-го о необходимости заключить справедливый демократический мир, а войну объявили "величайшим преступлением против человечества". Однако вооруженное противостояние с белогвардейским движением вынудило советское правительство приступить к формированию собственной армии.
Готовившие выставку архивисты подсчитали: с сентября 1918-го по июнь 20-го советским правительством было осуществлено 27 обязательных призывов. У "белых" обязательная мобилизация была введена осенью 1918 года.
И уже тогда, в разгар гражданской войны, власти столкнулись не просто с саботажем, а с организованным противодействием мобилизации в Красную армию. Это остро проявилось на территориях, освобожденных от войск адмирала Колчака, и бурно расползлось по Украине, где мотивы политические, самостийные смешались с уголовщиной. Разгул бандитизма мешал проведению мобилизационных компаний и потребовал "проведения специальных мер в Киеве, Одессе, Николаеве и Херсоне для формирования боеспособных частей", говорится в документах РГАНИ.
Плакаты времен 1920-х годов. Фото: Коллаж "РГ"
Забегая вперед, скажем: в 1944 году, после освобождения от немецких войск и их сателлитов значительных территорий Украины, Прибалтики и Белоруссии, началась мобилизация в оккупированных до этого областях. И тяжелее всего обстановка была в Западной Украине.
Советские танкисты и крестьянки Прикарпатья, 1944 год. Фото: РГАКФД
Многие откровенно боялись идти на вновь образованные призывные пункты и в военкоматы. Националисты и затаившиеся коллаборанты, ушедшие в леса бандеровцы грозили расправой каждому, кто готов был встать в ряды РККА.
Боевики ОУН (организация, деятельность которой запрещена в РФ) позируют для группового фото, 1944 год.
Среди документов есть, например, сообщение замкомандующего войсками Киевского военного округа В.В. Косякина от 10 марта 1944 года, из которого следует, что в Ровенской и Волынской областях бандеровцы совершали нападения на военнослужащих, терроризировали военкоматы, вырезали семьи призванных в армию...
Шифровка В.В. Косякина "О бандитской деятельности украинских националистических организаций на территории Ровенской и Волынской областей" 10 марта 1944 года. Фото: РГАНИ.
Но это, как и вся Вторая мировая, еще впереди. А пока в Европе видимая передышка, об усилении своих армий думают по разные стороны границ.
В фондах РГАНИ обнаружилось адресованное Сталину письмо военного специалиста К.Ф. Мартиновича, под ним дата - 7 августа 1924 года. Вот что предлагалось (!!) сто лет назад: "В настоящее время степень военного могущества страны должна измеряться не столько количеством солдат и даже качеством их, сколько силою ея промышленности, транспортом, сельского хозяйства, финансов и друг. Мы должны военную силу нашего Союза основывать на оздоровлении и развитии военной промышленности, на росте металлургии и транспорта, на развитии авиамоторостроения и химических средств борьбы, на вооружение армии и количестве достаточно подготовленных и обученных резервов, но отнюдь не на количестве солдат, находящихся под ружьем в мирное время".
Михаил Фрунзе, сменивший Троцкого в должности наркома по военным и морским делам, выступал как раз за это - наращивание технической мощи Красной армии. Той же политики придерживался и его преемник Клемент Ворошилов.
Выписка из протокола заседания Президиума ЦИК СССР №192./ М.В.Фрунзе. Фото: Коллаж "РГ"
В августе 1930-го ЦИК СССР утвердил новую редакцию "Закона об обязательной военной службе", вводившую уголовную ответственность за уклонение от призыва. В первой половине 1930-х были существенно сокращены и льготы, предоставлявшие возможности отсрочки от призыва, а в 1935 году понижен призывной возраст до 19 лет.
Советские солдаты с захваченными знаменами войск Чжан Сюэляна, 1929 год. Фото: из открытых источников.
Другим важным событием 1935 года стало введение в Красной армии персональных военных званий. В царской России, до 1917 года, они были, а в последующие восемнадцать лет обходились без них. Вместе с введением таких званий были утверждены и знаки различия на военной форме, которые только в январе 1943 года заменили погонами.
Персональные военные звания РККА. 1935-1940
Неумолимо надвигающийся военный конфликт в Европе заставил советское руководство провести ряд масштабных мобилизационных мероприятий. В том числе большие учебные сборы с 8 по 23 сентября 1939 года, организованные сразу в нескольких военных округах - Ленинградском, Белорусском особом, Московском, Киевском особом, Харьковском, Орловском и Калининском.
Всего было призвано 1700 тысяч человек - при том, что в составе РККА на этот момент было только 936 тысяч военнослужащих. Событие было настолько массовым, что получило неофициальное название частичной мобилизации. Как видно из документов, обсуждавшихся в Политбюро ЦК ВКП(б) и Генеральном штабе РККА, сборы выявили серьезные недостатки, с которыми могла бы столкнуться страна в случае реальной войны: неудовлетворительная работа военкоматов и железных дорог, сложности в размещении, снабжении призывников и, конечно, проблемы морально-политического характера.
Красная армия в Польше, 1939 год. Фото: из открытых источников.
Начавшаяся той же осенью война с Финляндией стала испытанием для Советского Союза. Нарком обороны маршал Ворошилов был вынужден признать, что "кадровые войска несравненно сильнее и боеспособнее войск, развертываемых по мобилизации", "поэтому необходимо в мирное время иметь такое число постоянных кадровых стрелковых войск, которое было бы способным при всяких обстоятельствах обеспечить и прикрыть быстрое отмобилизирование армии военного времени, а также принять на себя первый натиск врага".
И меры последовали. С началом Второй мировой войны советское руководство приняло решение о резком увеличении армии. Ее общая численность возросла до 3302 тысяч человек (постановление Политбюро от 21.05.40 г.).
Г.К. Жуков на маневрах, 1939 год. Фото: РИА Новости
К лету 1941 года списочная численность кадрового состава Красной армии составляла уже 4275 тысяч, Военно-морского флота - 374,6 и почти 351 тысяча - войска НКВД. Армия СССР по численности стала второй в мире, уступая германской на 1,6 миллиона человек (данные на май 1941-го).
Что последовало за этим, хорошо известно - повторяться не будем. Приведу лишь несколько фактов и цифр, подкрепленных документами на официальном сайте РГАНИ.
За пять месяцев до начала Великой Отечественной начальник Генерального штаба Г.К. Жуков обратился в ЦК ВКП(б) с предложением утвердить численность Красной армии в военное время в 8924 тысяч человек.
К 1 июля 1941 года 5,3 миллиона человек пополнили Красную армию, а ее общая численность возросла до 9,6 млн бойцов и командиров. Всего были призваны 14 возрастов (мужчины 1905 - 1918 годов рождения). Из них было сформировано 85 стрелковых и 25 кавалерийских дивизий, а чуть позже - еще 75 стрелковых, артиллерийских и бронетанковых бригад.
Записка А.Н. Косыгина и проект постановления "О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время". 1 июля 1941 года. Фото: РГАНИ
1 августа оперативное управление Генштаба сообщало, что общая численность армии снизилась до 6,7 миллиона человек. Поэтому уже 11 августа новый государственный орган - Госкомитет обороны - утвердил постановление, разрешавшее "производить по мере надобности призыв граждан 1904 - 1905 годов рождения и призыв новобранцев 1922 и 1923 годов рождения". Таким образом, Наркомату обороны было предоставлено право проводить в тыловых округах по всей территории Советского Союза призыв военнообязанных с 19 до 45 лет включительно. Призывники четырнадцати возрастов пополняли действующую армию и запасные полки до конца 1941 года. Новобранцев 1922 года рождения стали призывать накануне решающих сражений в Московской битве в октябре.
Группа крымских партизанок, участвовавших в боях за освобождение Крыма. 1944 год. Фото: РГАКФД
С декабря 1941-го по март 1942-го призывались старшие возраста и рожденные в 1923 году. К 1 сентября 1942 года в составе Красной армии, ВМФ и НКВД числилось 11,055 миллиона человек.
В качестве иллюстраций использованы фотодокументы с официального сайта РГАНИ.