Кабелям здесь не место: Хуситы, перебив подводные коммуникации, переполошили и англосаксов, и Израиль
Четыре подводных оптоволоконных кабеля связи были повреждены йеменскими хуситами («Ансар Аллах») в Красном море между саудовской Джиддой и Джибутти на берегу Африки. По данным израильской газеты Globes, речь идёт о кабелях компаний AAE-1, Seacom, TGN и EIG. Акциями последней владеет, в частности, американская AT&T.
Диверсия привела к серьезным перебоям в работе интернета между Европой и Азией. Ремонт разрушенных коммуникаций займёт не менее восьми недель. При этом ожидаются проблемы с подрядчиками, так как сохраняется риск новых диверсий - через регион проложены и другие трансконтинентальные кабели (всего их 18).
Хуситы последовательны. На днях лидер группировки Абдул Малик-Бадр-аль-Хуси пообещал использовать «подводных хищников» - дроны, средства разведки для получения данных о капитанах и экипажах проходящих судов, а также кратно увеличит количество мер по принуждению англосаксов к миру и, как видим, выполнил своё обещание.
Комплекс мер направлен на обеспечение запрета на проход через Красное и Аравийское моря, Баб-эль-Мандебский пролив, который хуситы наложили на суда, связанные с Израилем, США и Британией. Уведомление об этом от имени Центра координации гуманитарных операций в столице Сане они отправили судоходным и страховым компаниям.
Помимо диверсии против подводных коммуникаций хуситы за последние две недели атаковали британские сухогрузы Rubymar и Islander, нанесли удар по американскому танкеру Chem Ranger и эсминцу USS Mason. Причину атак на союзников Израиля они объяснили поддержкой палестинцев, подвергающихся геноциду на своей земле.
В ответ, начиная с января, вооруженные силы Британии и США, используя самолеты, корабли и подводные лодки, нанесли 278 ударов по территории Йемена, включая Сану и Эль-Ходейду. Мишенями стали места дислокации ракет, беспилотников и РЛС. Однако, добились они лишь «укрепления военного потенциала» движения, заявили в «Ансар Аллах».
Таким образом, хуситы, активно и успешно атакуя силы коалиции Лондона и Вашингтона объективно действуют на той же стороне глобального фронта, что и Россия. Это особенно бросается в глаза после публичного заявления йеменцев о том, что кораблям, следующим из России и Китая, в Красном море ничто не угрожает.
Фактически хуситы зеркалят действия Киева, который доставляет Москве массу хлопот подводными и надводными дронами, а также «обычными» БПЛА. Вспомним, атаки с воды на корабли Черноморского флота, на Крымский мост (ГУР уже анонсировал новые), вчерашнее убийство FPV-дроном строительных рабочих на Белгородчине...
Что касается разрушения подводных кабелей, критически важных для западного мира, то этого ожидали как раз от России. Мол, наша страна может использовать подлодки (и дроны «Посейдон»?) для ударов по инфраструктуре НАТО. Упоминались в этом контексте и подводные трубопроводы. Москва на это не пошла, зато атаку провела Сана.
Йемен сложно назвать технологически развитой страной. Многолетняя гражданская война не способствует развитию промышленности и науки. СМИ утверждают, что хуситы представляют собой прокси-силу Тегерана, который и снабжает их современным оружием: дронами, ракетами, РЛС и т. п. Но кто мешает Ирану иметь своих союзников? Как и нам, кстати.
В сражении англосаксов с хуситами симпатии Москвы на стороне последних. Причины для того есть. Это не только СВО - достаточно вспомнить подрыв трех ниток "Северных потоков". Чьих рук это дело - сразу было ясно.
Долгое время складывалось впечатление, что Кремль пребывает в шоке от подводного теракта наших противников. Нам говорили, что будет проведено расследование, диверсантов обязательно найдут, не надо торопиться с выводами и т.д. Мы ждали...
Чем все закончилось - хорошо известно. Дания, в чьих водах случился подрыв газопровода, объявила о прекращении расследования. До этого продолжать расследование отказалась Швеция.
Пока скандинавы играли в свои "ролевые игры", в прессу просочилась информация, что за подрывом “Северных потоков” стоят британцы, это выяснило финское издание Nordic Nimes. По его данным, теракт был совершен командой водолазов DTXG Королевского флота Британии, действовавшей с атомной подлодки HMS Ambush. Эта версия «бьётся» с обвинениями Минобороны РФ, которое вскоре после диверсии — в октябре 2022 года, обвинила в её организации ВМС Британии.
И вот на этом фоне объявились хуситы, у которых свои счеты и с США, и с Великобританией. Что они и продемонстрировали со всей решимостью.
Конечно, сейчас на Западе поднимется вой: дескать, это русские с персами хуситов науськивали. Реакция вполне ожидаемая. Нас другое должно волновать: а может ли Россия подвергнуться аналогичной агрессии со стороны наших западных врагов? "Свободная Пресса" спросила об этом у ведущих специалистов в области коммуникаций, безопасности и обороны.
О масштабах российских кабельных сетей и их уязвимости рассказал Директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников.
"СП": Андрей Вячеславович, насколько серьезно российский интернет зависит от кабелей, и хорошо ли они защищены?
- Российская кабельная инфраструктура идет по границам Российской Федерации - по суше и по морскому дну. Кабель идет и на западе, и на юге, и по границе с Китаем, и уходит в Японию под водой. Ну и по всей России он идет. У нас на самом деле очень хорошая кабельная инфраструктура, считается, что - одна из лучших в мире.
А как эти кабели защищены? Откапываешь кабель, берешь топор и перерубаешь кабель. Под водой до него добраться сложнее, но смысл тот же самый. Где-нибудь в Польше или Прибалтике надеваешь водолазный костюм, опускаешься на дно, откапываешь кабель, и рубишь его топором. Ничего сложного.
Кабельная инфраструктура нигде не защищена.
"СП": Могут ли наши враги организовать нам "кабельную войну" и оставить Россию без интернета?
- Совсем без интернета - нет. Госуслуги и другие ресурсы, которые работают на серверах, расположенных в России, все равно никуда не денутся.
Можно попробовать нас "закупорить". Но тут тоже деталь: изолировать какую-то одну страну проблематично. Скорее получится отрезать целый региональный сегмент. Связь гораздо сложнее, чем отдельная страна, которая к чему-то там подключена. Там множество переплетений.
Ну вот хуситы рубанули, и что? Хотели оставить без связи Израиль, а интернет перестал работать в Пакистане. Это потому что там инфраструктура слабая. А проблемы создали для Индии, Эмиратов, Бахрейна...
Так и поляки могут хотеть оставить без связи Россию, а в итоге оставят весь восточноевропейский сегмент. При этом наши Госуслуги работать будут.
Главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко сказал "Свободной Прессе", что способов защиты кабелей в России пока не найдено:
- Те кабели, которые идут по нашей территории и в наших водах, находятся под нашей естественной защитой. А как мы можем защищать кабель, идущий в чужих территориальных водах? Наши патрульные катера туда никто не пустит. Остается только надеяться на благоразумие наших западных недругов. Хотя после "Северных потоков" меня уже ни один теракт против нашей инфраструктуры не удивит.
Начальник отдела информационной безопасности и технических средств защиты ЦКБ ГА Алексей Щучкин считает, что в стране с хорошо развитой инфрастрктурой потеря одного или нескольких кабелей не приведет к критическим последствиям.
"СП": Алексей Евгеньевич, может ли атака на российские кабели создать проблемы для нашей страны?
- Конечно, любая атака на каналы передачи данных не может пройти безболезненно. Однако называть это катастрофой не стоит. У нас есть альтернативные каналы передачи данных. Потеря любого кабеля приведет к некоторым задержкам в передаче информации, но для ряда пользователей это пройдет незаметно.
Дело в том, что на всем маршруте данные запроса буферизируются, а в случае однотипных данных вы можете пользоваться результатом предыдущего запроса. Да, удлинится маршрут, но это не настолько критично.
Ну представьте, что вы пошли в магазин за хлебом, а дорогу перекрыли или перекопали. Хлеба в магазине от этого меньше не стало. Просто вам нужно найти другой путь ко входу в магазин. Или кто-то перерезал пути доставки зерна. Значит ли это, что конечный потребитель останется без хлеба? Нет конечно. Есть запасы на складах, изменится логистика, появятся альтернативные поставщики. Потребитель хлеб купить сможет в любом случае.
"СП": То есть мы можем особо не беспокоиться?
- Беспокоиться нужно. В технологичном обществе появляются новые способы терроризма, а значит, требуется искать и новые методы антитеррора. Диверсии со стороны той же Прибалтики в перспективе не исключены, и о защите нужно думать уже сейчас.