Американцы предложили Европе готовиться к будущим войнам в одиночку
В настоящее время Европа далека от создания «военной экономики», мобилизация ее промышленности требует немалого промежутка времени, такой вывод делает американское издание The Washington Post, ссылаясь на опрос экспертов.
Не секрет, что сегодня компании европейского ВПК столкнулись с серьезными трудностями для снабжения Украины вооружением и боеприпасами, государства-участники ЕС далеко не всегда способны удовлетворить растущие аппетиты Киева, указывается в публикации.
По словам эксперта в сфере безопасности и обороны Джеймса Блэка, «Европа сегодня пытается успеть переучиться процессу мобилизации промышленности на военные рельсы». «Но здесь невозможно просто щелкнуть выключателем», – заявляет эксперт. Он убежден, что постройка новых производственных мощностей, набор и обучение необходимого персонала, а также другие организационные моменты потребуют месяцы или даже годы.
По мнению политического советника Европейского совета по международным отношениям Камиллы Гранд, сегодня процесс производства оружия в ЕС весьма далек от того, что принято называть «военной экономикой». По ее словам, есть заметная разница между реальной ситуацией и заявлениями политиков.
Неназванный источник издания из структур Североатлантического альянса считает, что положение дел в Старом свете можно назвать «кризисом, предпосылки которого накапливались на протяжении многих лет». Источник подчеркнул, что причиной кризиса стало продолжительное отсутствие инвестиций в резервные линии оборонных предприятий – такие вложения позволили бы в случае необходимости быстро увеличить объемы производства.
Замдиректора европейского оборонного агентства Андре Денк сообщил, что производственные мощности ЕС по выпуску 155-мм снарядов увеличились на 40% с начала конфликта на Украине. Он добавил, что к концу 2024 года объем ожидаемый производства составит 1,5 млн снарядов в год. Но для достижения этого показателя потребуются постоянные инвестиции и долгосрочные контракты, с чем согласны и сами производители.
Военный эксперт, полковник Виктор Литовкин уверен, что данная публикация не является вбросом, призванным усыпить внимание России и других стран, соперничающих с коллективным Западом.
– Здесь следует понять, никакого европейского военно-промышленного комплекса не существует. Есть крупные европейские фирмы, работающие в данной сфере – скажем, Rheinmetall и ряд других. У этих фирм есть акционеры из различных стран. И эти предприятия нельзя назвать европейскими – они не подчиняются структурам ЕС, это просто компании, в совете директоров которых могут быть представители европейских государств. Но они, надо подчеркнуть, не имеют официальной привязки к Евросоюзу.
«СП»: Но в публикации Washington Post говорится именно о европейском военно-промышленном комплексе.
– Здесь нужно понимать цель данной публикации. Представители ВПК дают понять, что сейчас они не могут развернуться и нарастить производство, им требуются долговременные финансовые вливания. Они пользуются моментом – тем, что на Украине идут боевые действия, и под этим предлогом пытаются выбить у правительств различных стран для своих предприятий дополнительные средства. Недаром, когда обсуждается вопрос о выделении Украине 60 миллиардов долларов, та же Виктория Нуланд говорит, что деньги останутся в Соединенных Штатах и предназначены для американской военной промышленности. Аналогичная ситуация и в европейских странах.
Скажем, деньги, выделенные Германией, получит тот же самый Rheinmetall, собирающийся, как известно, построить завод по производству боеприпасов. Ведь строить он будет как раз на те деньги, что будут выделены украинской стороне – в данном случае эта помощь станет для них предлогом для наращивания собственных мощностей. Аналогичная ситуация и с танками, и с другими видами оружия.
В общем, помощь Украине, якобы защита ее демократии, является поводом для оружейных фирм улучшить свое положение. Неслучайно в публикации делается акцент именно на долгосрочные контракты – то есть не только на этот год, но и на следующие, и даже на десятилетия вперед. Объясняют это, конечно, «российской угрозой», тем, что завтра Россия может напасть на Европу. При этом вопрос, для чего России нужно это делать, никто не поднимает. Но эта тема раскручивается для получения денег, дивидендов, для развития и функционирования военной промышленности на более высоком уровне.
«СП»: Но ведь тех же снарядов, предположим, они произведут куда больше, чем потребуется Киеву. Куда их потом девать, на складах хранить? Ведь, вспомним известную фразу Чехова, если на стене висит ружье, потом оно обязательно выстрелит.
– Найдут, куда. Сегодня – на Украину, завтра – Израилю, потом – скажем, в Ирак или другую страну с крайне нестабильной обстановкой. Им важно произвести продукцию, ведь в условиях напряженности на нее всегда будет спрос. В крайнем случае, будет устроена очередная «цветная революция» или даже война. Ведь для сбыта оружия и боеприпасов лучше всего подходит военный конфликт. И выпускающие их предприятия будут получать свои дивиденды на крови.
«СП»: Но ведь война может разразиться и в самой Европе, раз они об ее угрозе так громко кричат.
– Они, конечно, не хотят европейской войны, поскольку она чревата уничтожением континента, включая их самих. У них задача – подразнить Россию, обвинить ее во всем, но в войну с ней не вступать. И на Украину они официально отправлять войска тоже не станут. Сбагривать оружие они готовы, к тому же за поставки Киеву потом придется расплачиваться. Это вдобавок к тому, что военно-промышленным компаниям собственные правительства оплатят заказы. Так что в этом плане европейцы будут вести себя осмотрительно.
«СП»: В публикации американского издания говорится о нехватке производственных мощностей, квалифицированных кадров и прочих ресурсов. Велика ли у них возможность найти все это?
– В течение короткого времени – конечно, нет. Но они же действуют с прицелом на несколько лет. Спустя годы, разумеется, подготовят кадры и найдут все необходимое. Был бы спрос – найдутся и способы удовлетворить его. Здесь следует учесть, что такие публикации призваны объяснить западному обывателю, почему растут цены, снижается жизненный уровень и причины прочих неудобств – потому что нужно помочь Украине в борьбе с «плохой», «агрессивной» Россией. Хотя на деле требуется финансирование своего ВПК.