Войти в почту

Под именем «Партизан» на фронт возвращается боевой «кукурузник»

16 февраля из академической столицы России Новосибирска поступило известие об успешном проведении первых летных испытаний тяжелого транспортного БПЛА сверхкороткого (!) взлета и посадки, получившего название «Партизан». Его по заказу государственного российского Фонда перспективных исследований разработали специалисты одного из структурных подразделений ФГБУ НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» – ФАУ «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина».

Под именем «Партизан» на фронт возвращается боевой «кукурузник»
© Свободная пресса

С целью получения максимально полного объема полетных данных, что поможет эффективному обучению системы автоматического управления, ранее отработанной лишь в условиях полунатурного стенда, и обеспечения безопасности полета первое поднятие в воздух произведено в пилотируемом режиме. Под управлением Заслуженного летчика-испытателя Российской Федерации Владимира Барсука «Партизан» меняя скорость полета в диапазоне от 50 до 200 км/ч, находясь на высоте порядка двухсот метров в течение двадцати минут демонстрировал значительное превосходство своих летных и взлетно-посадочных характеристик перед аналогичными параметрами своих «одноклассников».

В их числе и способность взлетать и садиться на неподготовленные площадки размером 50х50 метров даже в беспилотном режиме. Такая возможность обеспечена наличием на транспортном БПЛА системы активного обдува всей площади нижней плоскости крыла, что позволяет не только минимизировать взлетно-посадочную дистанцию, но и гарантирует устойчивое управление аппаратом на сверхмалых (до 50 км/ч) скоростях.

Конструктивно система активного обдува представляет собой комплект небольших электрических двигателей, расположенных под нижней плоскостью крыла нового биплана. Реализация технологии «активного обдува крыла распределённой винтомоторной группой» позволяет «Партизану», не привлекая внимания противника, пролетать над его позициями, доставлять своим подразделениям вооружения, боеприпасы, продовольствие и даже перебрасывать во вражеский тыл разведывательные и диверсионные группы. Для этого достаточно лишь отключить основной силовой агрегат и перейти в режим беззвучного планирования.

В ближайшей перспективе переход к испытаниям в беспилотном режиме, в частности, подтверждение способности к транспортировке грузов массой до одной тонны на расстояние в тысячу километров и посадке на ограниченные и неподготовленные площадки.

По окончании испытательного полета уже упоминавшийся выше летчик-испытатель и одновременно директор СибНИА Владимир Барсук подвел первые итоги: «Сегодня мы не только подтвердили заявленные ранее взлетно-посадочные характеристики, но и убедились в устойчивости управления летательным аппаратом на сверхмалых скоростях.

Можно с уверенностью констатировать, что «Партизан» станет реальной альтернативой БПЛА вертолетного типа, а кроме того, будет более чем востребован в самых разнообразных практических сферах – от спасательных операций и грузоперевозок до авиамониторинга, авиационно-химических и санитарных работ.

В настоящее время наш институт вместе с правительством Новосибирской области разрабатывает планы по созданию на базе аэродрома «Бердск-Центральный» научно-производственного центра беспилотных авиационных систем».

С ним полностью согласен генеральный директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев: «Мы получили универсальный летательный аппарат, обладающий возможностью опциального пилотирования. Наличие у него системы автоматического управления позволяет наряду с транспортировкой в полностью автономном режиме организовывать перевозку пассажиров в режиме пилотирования.

Имеющаяся в его конструкции система автоматического управления в совокупности с минимальными требованиями к условиям взлета и посадки обеспечит нашей авиации расширенную доступность, а «Партизану» – востребованность в самых разнообразных отраслях и увеличение списка потенциальных эксплуатантов».

Как вы уже поняли беспилотный транспортник «Партизан» выполнен по схеме биплан, что позволяет его позиционировать в качестве «потомка» знаменитого советского Ан-2, более известного, как «Кукурузник», и более современного легкого многоцелевого ТВС-2МС. От которых он унаследовал сравнительно легкую, не обнаруживаемую радиолокационными станциями противника, конструкцию, обшитую прочным синтетическим полотном.

Из представленной разработчиком информации следует, что биплан изготовлен из материалов и комплектующих отечественного производства. За исключением маршевого силового агрегата.

Однако, в ближайшей перспективе его заменит отечественная гибридная силовая установка, основные элементы которой уже изготовлены и в настоящее время проходят программу стендовых испытаний

Кстати, определение «тяжелый» в отношении «Партизана» справедливо лишь в контексте его классификации в системе российской беспилотной авиации.

В широком перечне объективных преимуществ этого транспортного беспилотника сверхкороткого взлета и посадки высокие показатели грузоподъемности и дальности полета, что позволяет позиционировать его в качестве «необходимого еще вчера» вида вооружения в зоне специальной военной операции. Уже в текущем году планируется пуск производственного комплекса и выпуск первой серийной партии «Партизана» из десяти машин.