Германия и Франция подписали с Украиной договоры о гарантиях безопасности
Обновлено 17 февраля в 14:16
В первый день Мюнхенской конференции по безопасности канцлер ФРГ Олаф Шольц и президент Украины Владимир Зеленский заключили соглашение об обязательствах в области безопасности. Согласно ему, Берлин поможет Киеву восстановить экономику республики, а также поделится разведданными и вооружением. При этом договоренность не предполагает отправку военных ФРГ на Украину, следует из документа. Речь идет скорее не о «гарантиях безопасности», а о гарантиях помощи Украине в противодействии России, считает директор Центра европейской информации, доцент МГИМО Николай Топорнин:
— Это не соглашение о безопасностях или гарантиях безопасности, потому что, как мы видим, военных гарантий Германия не дает. Никто не говорит о том, что в случае какого-то нового нападения на Украину германские вооруженные силы тут же встанут на защиту или присоединятся к ВСУ. Этого нет. Речь идет о том, что Германия, как я образно даже выразился, — «мерседес», который берет на трос украинский «запорожец». Может быть, не совсем правильное сравнение, но мне на ум просто не приходят те автомобили, которые производились на Украине и являлись самостоятельной разработкой, за исключением знаменитого советского «запорожца». Реально получается так, что мощный немецкий «мерседес» будет тянуть на тросе этот «запорожец», пока этот «запорожец» не доведут до нужных кондиций. И по сути, действительно, соглашение предполагает многоформатную помощь Германии в совершенно разных сферах.
— А для России это что-то меняет?
— Для России, может быть, ничего не меняет, но тут зависит от степени возможностей ВСУ. Мы видим, что сейчас они оказывают очень серьезное сопротивление, и если мы понимаем, что в ближайшие годы — а это так навскидку, если посмотреть даже уже принятые планы по финансированию, европейские, американские, — это ближайшие три года. То есть до 2027 года, наверное, наше руководство должно понимать, что Украина будет получать и современное вооружение, и боеприпасы, и боекомплекты. То есть противник не будет ослабевать в военном плане. Это надо понимать, что достижение целей будет так же происходить очень тяжело.
Ранее, 1 февраля, 27 лидеров Европейского союза единогласно договорились о выделении дополнительного пакета помощи Украине. Соглашение о гарантиях безопасности с ФРГ — очередная попытка Украины получить дополнительную помощь, продолжает научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:
Андрей Кортунов научный руководитель Российского совета по международным делам «Как известно, Украина рассчитывает на поддержку со стороны ЕС в целом. Недавно было принято решение о выделении 50 млрд евро сроком на четыре года в качестве общей макроэкономической, макрофинансовой поддержки Украины, помимо этого, будут отдельно выделяться ресурсы в качестве военной помощи. Это особенно важно с учетом тех факторов неопределенности, которые возникают накануне президентских выборов в США, некоторых высказываний Трампа, который, по крайней мере на данный момент, не потерял шансов вернуться в Белый дом. Поэтому можно сказать, что Киев сейчас в какой-то степени переносит акцент с Вашингтона на Брюссель. Но в Европе положение тоже не очень понятное, поскольку во многих странах сейчас на первый план выходят другие проблемы, такие как вопрос конкурентоспособности Европы в эпоху геополитического обострения. То есть существует много других проблем, которые могут в какой-то степени помешать Брюсселю в полном объеме выполнить свои обязательства. Поэтому сейчас Украина пытается получить страховку в виде отдельных дополнительных соглашений с ведущими европейскими странами. Насколько такие двухсторонние договоры окажутся эффективными, пока что, мне кажется, судить об этом рано. Но ясно в любом случае, что, во-первых, речь идет в основном о сотрудничестве, которое должно вестись уже по завершении конфликта между Украиной и Россией, а, во-вторых если говорить о военных гарантиях, то без США или без Североатлантического альянса в индивидуальном качестве, конечно, европейские страны такие гарантии дать Украине не могут, просто они не располагают такими военными возможностями. Поэтому все равно в конечном счете эти вопросы должны решаться в Вашингтоне или в Брюсселе».
Для России подписание договоров ничего не изменит, считает научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО Артем Соколов:
Артем Соколов научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО «Договор, который подписан между немецкой и украинской стороной, не содержит принципиально никаких новых положений, и Германия не берет на себя дополнительных обязательств сверх тех, которые уже де-факто выполняет в отношении Украины, в отношении финансовой помощи, военных поставок. Однако важно то, чего в документе нет, в документе нет указания на участие военнослужащих бундесвера в той или иной форме в действующем конфликте, и канцлер Шольц отдельно это подчеркнул. Это важная корректива, которая показывает границы вовлеченности Германии в украинский кризис, и эта та самая красная черта, которую Берлин не намерен пересекать ни при каких условиях. Смысл заключения данного договора сейчас в основном состоит в сигнале со стороны Берлина о том, что уровень поддержки Украины не снижается и не снизится в обозримом будущем, и этот договор призван до известной степени снять опасения украинской стороны в отношении возможных политических колебаний в Берлине или в других европейских столицах на уровне Европейского союза, в Брюсселе о том, что эта помощь будет пересмотрена в сторону уменьшения. Вместе с тем в документе есть указания на то, что меры, которые немецкая сторона будет использовать в отношении Украины, связанные с поддержкой Киева, будут в обязательном порядке согласовываться с бундестагом, это реверанс Шольца в сторону, во-первых, партнеров по правящей коалиции, а во-вторых, в сторону оппозиции, и это в известном смысле задел на будущее, поскольку уже в 2025 году пройдут выборы в бундестаг, с высокой долей вероятности это изменит кардинальным образом состав правящей коалиции, это изменит и состав немецкого парламента. И здесь возможны новые дебаты в отношении формата помощи Украине. Не обязательно они будут означать радикальное сокращение этой помощи или тем более ее прекращение, но возможны изменения, возможны дискуссии по тем или иным конкретным положениям этой помощи. И здесь Шольц переносит ответственность с себя, с правительства на бундестаг».
Договор с Францией также не предполагает, что европейская страна будет вступать в военные конфликты на стороне Украины, при этом там оговаривается военно-техническая и финансовая помощь, в 2024 году она составит 3 млрд евро.
Комментирует завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев:
Павел Тимофеев завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН «О том, что Франция могла бы провести какое-то силовое вмешательство, интервенцию на территории Украины, речи не идет. Важно другое, важно то, что данное соглашение заключено, во-первых, на 10 лет, и, во-вторых, в рамках данного соглашения Франция обязуется и дальше поддерживать Киев в трех аспектах: в плане экономическом, военном и в повышении совместимости Вооруженных сил Украины со стандартами НАТО. И это в данном случае, я думаю, скорее не тактический, а стратегический момент, поскольку он показывает тот вектор, по которому, скорее всего, внешняя политика Франции на этом направлении будет развиваться в течение следующих лет, пока текущие события на территории вокруг Украины не поменяют принципиально свое содержание. Пока что мы видим, что этим договором Франция готова и дальше оказывать всестороннюю поддержку Киеву. Нужно несколько моментов выделить, если мы смотрим на подписание этого соглашения со стороны Франции. Во-первых, тот факт, что, опять же, он заключается на 10 лет, во Франции следующие президентские выборы будут в 2027 году, то есть документ перекрывает этот горизонт, показывает, что тем самым Макрон предпочитает очертить вектор и заложить в этот период планирования те события, подстраховавшись на всякий случай. Если на выборах во Франции победит не представитель его политических сил, а какого-то другого лагеря, чтобы в данном случае все равно соглашение продолжало действовать, это первое. Второй важный момент — это тот сигнал, который Макрон направляет французским предприятиям, работающим в сфере ВПК, таким как Nexter, производящим самоходки CAESAR и так далее, о том, что вектор определен и это некая такая гарантия того, что военные заказы будут».
Основы заключенного на Мюнхенской конференции соглашения были заложены еще на саммите G7 в июле 2023 года, когда свыше 30 стран приняли декларацию о поддержке Украины с учетом гарантий безопасности. Поэтому череда таких соглашений между европейскими странами и Украиной продолжится, считают эксперты.
Вслед за Германией Франция также заключила с Украиной двустороннее соглашение. Договор о гарантии безопасности Эммануэль Макрон и Владимир Зеленский подписали в Париже. Срок действия документа составляет десять лет. Согласно соглашению, Франция в 2024 году предоставит Украине более 3 млрд евро в виде дополнительной военной помощи, обучит солдат и направит больше оружия.
Великобритания 12 января стала первой страной, которая вызвалась осуществить эту поддержку.