Эквадор не отказался от планов передать США старую российскую технику. Что дальше?

Риск ухудшения отношений с Россией не стал достаточно сильным аргументом для того, чтобы президент Эквадора Даниэль Нобоа отказался от идеи передачи США старой военной техники российского производства. В ответ от Вашингтона Кито хочет получить современное оборудование на сумму 200 миллионов долларов для ведения войны с бандами. В интервью телеканалу Ecuavisa Нобоа заявил, что продолжит продвигать эту сделку "в любом случае".

Эквадор не отказался от планов передать США старую российскую технику. Что дальше?
© Российская Газета

При этом он пошел на хитрость, назвав имеющуюся на вооружении технику "некондицией". "В соответствии с международными соглашениями нельзя передавать военную технику, но можно подобный металлолом", - заявил президент Эквадора.

Возникает логичный вопрос, зачем США хотят получить нефункционирующую, как утверждается, технику. Вашингтон еще во время президентства Гильермо Лассо пытался заполучить технику советского, российского или украинского производства, которая имеется у Эквадора. Аналогичные запросы рассылались и по другим странам Латинской Америки. Глава Южного командования ВС США генерал Лора Ричардсон прямо заявляла, что США хотят заменить это вооружение на американское. А с учетом того, что союзники США по НАТО из Центральной и Восточной Европы, у которых имелась советская техника, уже передали Украине все, что только можно было без критического ущерба для собственной обороны, всем ясно, куда будет направлено, полученное у Эквадора.

Несмотря на то, что Нобоа уже не первый раз открыто заявляет о планах передать США технику российского производства, до сих пор не ясно, о чем именно идет речь. Конкретные наименования ни им, ни его представителями не упоминались. А ведь на вооружении армии Эквадора есть реактивные системы залпового огня БМ-21 "Град", переносные зенитно-ракетные комплексы "Стрела-2", "Игла", зенитно-ракетные комплексы "Оса", зенитные установки ЗУ-23-2, зенитные пулеметные установки ЗПУ-1 и ЗПУ-2, гранатометы РПГ-7 и АГС-17, вертолеты Ми-17. Кроме того, в стране есть и техника гражданского назначения.

Еще в начале января посол РФ в Эквадоре Владимир Спринчан предупреждал, что передача старой российской и украинской военной техники США будет расценена Москвой как "недружественный шаг". Позиция российской стороны была доведена до официального Кито. Дипломат также обратил внимание, что самим американцам эта техника не нужна, она нужна тем, кто умеет с ней обращаться.

Однако Нобоа решил не учитывать позицию Москвы. По его словам, Эквадор находится в состоянии войны. Видимо, это в его глазах оправдывает столь некорректное поведение в отношении одного из главных торговых партнеров. В товарообороте Эквадора Россия имеет долю в 2,8 процента, что ставит ее на восьмое по важности место. В основном речь идет о поставках в нашу страну бананов, в Россию идет до 25 процентов всех поставок бананов, выращенных в Эквадоре. Торговля этими плодами является одной из главных составляющих экспорта Эквадора, она приносит ежегодно порядка 3,5 миллиарда долларов в бюджет латиноамериканской страны. Это около 10 процентов всего дохода, который приносит экспорт.

И если за торговлю бананами можно не особо беспокоиться, то военно-техническое сотрудничество между Россией и Эквадором вполне может быть прекращено. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству РФ уже предупредила, что имеющееся между странами соглашение не допускает передачу продукции военного назначения третьей стороне без предварительного письменного согласия РФ.

"Вопреки заявлениям президента Эквадора, закупленная ранее этой страной российская военная техника стоит на вооружении эквадорской армии и вполне боеспособна. Конечно, ее передача через США на Украину представляет собой откровенно недружественный и даже враждебный шаг Кито в отношении Москвы", - прокомментировал РИА Новости последние заявления Нобоа директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. "Российская сторона будет учитывать, как себя вели ее партнеры по ВТС с начала спецоперации, и, разумеется, так поступающие государства вряд ли смогут рассчитывать на конструктивное сотрудничество с Москвой в данной области в дальнейшем", - добавил эксперт.

Стоит отметить, что Эквадор вполне может обойтись без помощи США в решении внутренних проблем. Ряд стран региона предложил Кито свою поддержку в борьбе с бандами. Да и после неудачного начала года, когда из тюрем сбежали несколько опасных преступников, в том числе главарь картеля "Лос-Чонерос" Хосе Адольфо Масиас Вильямар, известный как Фито, что спровоцировало беспорядки по всей стране, полиция Эквадора провела ряд успешных операций. Накануне она отчиталась о задержании более 4,5 тысячи человек, конфискации свыше 40 тонн наркотиков. Для того, чтобы победить преступность, а в стане действуют более 20 группировок, численность которых измеряется десятками тысяч человек, это капля в море, но для всего одного месяца это внушительные показатели.

Правда, сами беспорядки были спровоцированы все тем же Нобоа, довольно неопытным политиком. Ведь из бизнесмена в депутаты он переквалифицировался всего лишь в 2021 году. Уже после подведения итогов прошедших осенью президентских выборов эксперты предупреждали, что Нобоа будет сложно управлять страной, учитывая его небольшой опыт работы на государственных должностях. Он обещал провести ряд реформ, в том числе реорганизовать пенитенциарную систему, перевести наиболее опасных преступников в тюрьмы особо строгого режима. Однако объявляя о своих планах, новый президент не учел, как это будет воспринято наркокартелями, количество членов которых сопоставимо с численным составом вооруженных сил и полиции. Для понимания серьезности ситуации необходимо знать, что в армии Эквадора служат около 40 тысяч человек. Столько же преступников сидят в тюрьмах республики. А на свободе находится гораздо больше членов банд. Более того, наиболее крупные из них сами контролируют тюрьмы, фактически превратив некоторые из них в свои штаб-квартиры. И планы перевести главарей в тюрьмы особо строгого режима не могли быть встречены преступниками благосклонно.