Летчики-испытатели: первые за штурвалом
Фото: Минобороны РФ
В уставе международного Общества летчиков-испытателей зафиксировано: «Летчик-испытатель – определяющая фигура в движении аэрокосмического прогресса». Действительно, можно сказать, что летчик-испытатель является соавтором авиаконструктора в разработке самолета. Он выполняет огромный объем задач, где сами полеты занимают лишь одну треть.
Об особенностях редкой, рискованной, но невероятно интересной профессии летчика-испытателя – в нашем материале.
«Такая у нас работа − учить самолеты летать»
Летчики-испытатели на протяжении своей карьеры летают на самых разных самолетах, расширяя границы возможного и гарантируя, что машина испытана и готова к эксплуатации. Эта профессия − сложная и полезная, захватывающая и рискованная, хотя с годами благодаря техническому прогрессу испытательные полеты становятся все безопаснее.
Всего несколько стран в мире имеют свою собственную школу летчиков-испытателей, и Россия – в их числе. Переквалифицироваться из обычного пилота в тестировщика новых самолетов можно в двух российских учебных заведениях – в Школе летчиков-испытателей им. Федотова (ШЛИ) в Жуковском или в Государственном летно-испытательном центре Минобороны РФ им. Чкалова (ГЛИЦ) в Ахтубинске. История последнего насчитывает больше сотни лет.
Отбор претендентов на обучение испытательному ремеслу достаточно строгий. Если в годы СССР возрастной ценз составлял 28-30 лет, сегодня принимают и более старших летчиков, но здоровье при этом должно быть на уровне – при поступлении сдаются физнормативы, проводится врачебная комиссия. Далее претендентов ждут теоретические экзамены и экзаменационные полеты. Конкурс может составлять от пяти до десяти-пятнадцати человек на место.
Увлеченные и высокомотивированные летчики-испытатели признают, что их работа важна и почетна, но большинство из них приходят в профессию не за славой, а из-за страсти к полетам и ощущения причастности к чему-то большому и важному.
Пилоты широкого профиля
Летчики-испытатели – это пилоты, авиационные инженеры и исследователи в одном лице. Они должны поднимать в воздух и оценивать экспериментальные, недавно произведенные или модифицированные самолеты, используя определенные маневры и техники. Их обучают управлять любыми самолетами − от истребителей до пассажирских лайнеров, от тяжелых транспортников до сверхлегких самолетов.
Летчик-испытатель, будущий Герой Советского Союза Алексей Дмитриевич Перелет в кабине пикирующего бомбардировщика Пе-2, 1944 год
На авиастроительном производстве летчики-испытатели тестируют новые или модернизированные машины, сходящие с конвейера. Испытатели при авиационных ОКБ должны также обладать более тонкими навыками тестирования опытных машин. Фактически они участвуют в процессе создания самолета с момента, когда конструктором нарисована первая линия, и вклад летчиков имеет решающее значение в проектировании машины. Обладая высокими коммуникативными навыками, они должны уметь мыслить с точки зрения не только летчика, но и инженера. Также в работу летчиков-испытателей входит разработка летной документации, тестирование режимов полета на стендах, обучение строевых летчиков и многое другое.
Как работают испытатели самолетов
Рабочий день летчика-истребителя может складываться по-разному и, как уже говорилось выше, не обязательно включает в себя полеты. Подготовка к полетам требует посещения КБ, отработки элементов полета на стендах и тренажерах. Чтобы разобраться в нюансах новых систем и вооружения, летчики много общаются с конструкторами и инженерами. Совместно с заказчиком испытаний составляется план будущего полета.
Перед каждым полетом летчик получает задание, согласно которому проверяет технику в небе. Это может быть полет на определение характеристик устойчивости и управляемости, полет на определение газодинамических характеристик двигателей, вывод самолета на предельные значения и так далее. После полета проводится его разбор и составляется обязательный отчет, в котором отмечаются детали поведения машины и ее систем, замечания и пожелания летчика.
Дмитрий Валерьевич Селиванов, летчик-испытатель ОКБ Микояна. Фото: ОАК
На этапе разработки самолета за ним закрепляется ведущий испытатель, который должен быть в курсе всех изменений. По словам Дмитрия Селиванова, летчика-испытателя ОКБ им. А.И. Микояна, «этот летчик, можно сказать, живет с самолетом от самого его рождения до первого полета и далее». Он же, как правило, первым поднимает новую модель в небо, и это всегда особенное событие в жизни любого испытателя. «Каждый раз, когда поднимаешь новый самолет в воздух, испытываешь чувство гордости за то, что нам доверяют эту работу. Это не просто изделие, а изделие с душой, которую в него вкладывают тысячи человек», − считает Николай Кораблев, летчик-испытатель завода «Авиастар» (филиал компании «Ил»).
Летчик-испытатель филиала ПАО «Ил» – «Авиастар» Николай Александрович Кораблев. Фото: ОАК
Сегодня, когда российская авиастроительная отрасль выходит на новый уровень, профессия летчика-испытателя, и военного, и гражданского, актуальна как никогда. Сообщество российских испытателей авиатехники достаточно узкое – это около двух сотен специалистов на всю страну с десятками КБ и авиазаводов. БОльшая часть из них – старше 50 лет, что в целом объяснимо, так как в профессию приходят уже опытные летчики, «с улицы» в испытатели не попасть. ШЛИ выпускает около семи испытателей в год, сопоставимые цифры и у ГЛИЦ. Но с учетом масштабных планов по развитию российской авиации стране в скором времени потребуется еще больше летчиков-испытателей.