Предприятиям Татарстана предложили "бюджетную ПВО" против вражеских беспилотников
Заключительное в 2023 году заседание совета директоров ТНХИ-Х посвятили технологиям защиты в небе и от DDOS-атак
"Буквально полтора часа назад случилась атака БПЛА на Москву, его сбили. Но не все предприятия могут размещать у себя дорогостоящий РЭБ (средства радиоэлектронной борьбы, — прим. ред.) стоимостью в сотни миллионов рублей, не все могут использовать у себя ПВО (средства противовоздушной обороны, — прим. ред.), но есть наша разработка дронопортов", — презентовал гендиректор компании "Русдронопорт" Николай Ряшин автоматизированные комплексы для перехвата нелегальных БПЛА. Заключительное в этом году заседание совета директоров ТНХИ-Х посвятили технологиям защиты в небе и от DDOS-атак, а в нефтедобыче продолжаются поиски отечественных катализаторов и реагентов для гидроразрыва пластов, замещающих импортные аналоги.
Готов к полету за одну минуту
Застройка защитными дронопортами, похоже, становится реальностью последних дней. Несколько взлетно-посадочных площадок для тестирования дронопортов для перехвата нелегальных беспилотников решено построить на территории республики, сообщил на заседании совета директоров ТНХИ-Х Роман Шайхутдинов, слегка шокировав аудиторию. И чем больше он рассказывал, тем сильнее убеждал — БПЛА — не модная новинка для продвинутых, а инструмент защиты от нападения сверху. Глава Татарстана Рустам Минниханов сказал просто — дронопорты нужны для Казанского авиазавода, для Казанского порохового. И поручил провести обучающий семинар для их применения.
Инфраструктуру для базирования БПЛА представлял гендиректор "Русдронопорта" Николай Ряшин. По его словам, в комплекс входят автономные зарядные станции (дронопорт), БПЛА и облачная платформа. В результате автоматизированный комплекс может за одну минуту подготовить БПЛА к вылету, а облачная платформа самостоятельно контролирует маршрут движения и передает данные в режиме онлайн "на землю". Автоматизированные комплексы технически автономны и не нуждаются в обслуживании персоналом. Беспилотники оснащены интегрированным бортовым компьютером. Инфраструктура дронопорта позволяет управлять одновременно до пяти — восьми БПЛА, уточнил Николай Ряшин.
Ловец чужаков
Правда, защитную опцию по перехвату "чужих" беспилотников разработчики встроили в автоматизированный комплекс относительно недавно. По словам Николая Ряшина, "боевые навыки" дронопорта были разработаны совместно с концерном "Алмаз-Антей", который выпускает средства ПВО. В итоге получился "ловец" беспилотников, который способен перехватывать нелегальный БПЛА.
— Эта опция необходима для защиты объектов критической инфраструктуры, — пояснил Николай Ряшин. Вот буквально полтора часа назад случилась атака БПЛА на Москву, его сбили. Но не все предприятия могут размещать у себя дорогостоящий РЭБ (средство радиоэлектронной борьбы, — прим. ред.) стоимостью в сотни миллионов рублей, не все могут использовать у себя ПВО (средство противовоздушной обороны, — прим. ред.), но есть наша разработка дронопортов, — похвастался он.
Действительно, незадолго до заседания стало известно, что силы ПВО отразили атаку беспилотника в Одинцовском городском округе Подмосковья, из-за чего аэропорт Внуково, расположенный неподалеку, перестал принимать и выпускать самолеты.
Разработчик предложил устанавливать защитные комплексы на взлетно-посадочных площадках БПЛА. По его словам, федеральные власти предусмотрели их строительство в рамках нацпроектов по укреплению безопасности инфраструктуры. Роман Шайхутдинов пояснил, что московские проектировщики уже приезжали в Татарстан, отобрали несколько участков под их размещение. "Но не все регионы успевают — заберем их лимит и построим больше площадок в Татарстане", — добавил он. И напоследок глава Иннополиса посоветовал предприятиям изучить кейсы по защите от БПЛА.
Нефтяники с отечественной нефтепромысловой химией
КФУ представил новейшие разработки для замещения зарубежных катализаторов и реагентов, применяемых в нефтедобыче. Особенно они необходимы для повышения нефтеотдачи пластов, а также при проведении гидроразрыва пластов, что не обходится без импортных компонентов. Заведующий кафедрой Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Михаил Варфоломеев сообщил, что вместе с "Татнефтью" и "Газпромнефтью" подготовлены уникальные разработки для нефтепромысловой химии.
Для объединения их в одном месте КФУ начал поиск производственной площадки для запуска комплексной научно-технологической программы (КНТП) в нефтепромысловой химии. КФУ присматривается к аренде площадей в Казани — на площадке обанкротившегося "Таткабеля" в Лаишево, в технополисе "Химград" или в "Иннополисе". А "Татнефть", как индустриальный партнер КФУ, предлагает перенести ее на территорию Миннибаевского газоперерабатывающего завода в Альметьевск. Подобные варианты выбирали на заседании совета директоров "ТНХИ-Х", где представляли комплексную научно-технологическую программу (КНТП) в нефтепромысловой химии. В перспективе на ее основе может вырасти отдельный кампус.
— Ведутся опытные разработки с "Татнефтью" и "Газпромнефтью" на нескольких площадках, но хотели бы перевести на одну площадку, чтобы взаимодействовать с консорциумом, — сообщил директор института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Данис Нургалиев. По его словам, "Таткабель" готов им дать территорию в Лаишево, к которой и склоняется университет.
В свою очередь гендиректор ТНХИ-Х Рафинат Яруллин предложил перенести площадку в "Иннополис", после чего прозвучал вариант с "Химградом". Но эту локацию отверг Рустам Минниханов, заявив, что в "Химграде" нет места для развития: "Не говорю, что "Химград" — это плохо, но территории для развития маловато". Наиболее предпочтительным он назвал лаишевскую зону.
Тут в полемику вступил гендиректор "Татнефти" Наиль Маганов. Он предложил основать ее на территории Миннибаевского газоперерабатывающего завода в Альметьевске, пообещав выделить 2 тысячи кв. м: "Чем "Татнефть" хороша — это уже готовый полигон, где вы сможете проявить себя", — уступил Минниханов. В результате решили поручить гендиректору "ТНХИ-Х" выбрать наилучший вариант.