«Красные орлы»: Американцы изучали и перенимали тактику русского воздушного боя
Всем хорошо известен блокбастер с Томом Крузом в главной роли – «Топ Ган», вышедший на экраны в 1986 году. Фильм, пусть и условно, рассказывает о школе подготовки инструкторов по программе «Тактика ударных истребителей ВМС США» (SFTI – United States Navy Strike Fighter Tactics Instructor program).
В школе использовались вначале самолеты Douglas A-4 Skyhawk и Northrop T-38 Talon для имитации МиГ-17 и МиГ-21. Были в составе также другие самолеты, более или менее подходящие по характеристикам под советские истребители. Почему советские?
Изучая результаты войны во Вьетнаме, американцы пришли к неутешительным выводам – пилоты ВВС США потеряли навыки в искусстве воздушного боя. Проявились недостатки в их подготовке и даже в страхе перед самолетами противника.
ВВС США во вьетнамской войне понесли большие потери от ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух». Поэтому в период с 1972 по 1977 год ВВС США и ВМС США начали ряд специализированных программ обучения с целью усиленной подготовки истребительных сил, включая создание первых эскадрилий «Агрессор».
Одна из основных программ называлась «Constant Peg», и представляла собой секретную программу по обучению экипажей истребителей ВВС, ВМФ и Корпуса морской пехоты США полетам против самолетов советской разработки.
Отдельный 4477-й полк тактического авиакомандования базировался на полигоне Тонопа, штат Невада. Он получил название – «Красные орлы» (Red Eagle). До сих пор, даже спустя десятки лет, информация об испытательной эскадрилье Red Eagle не полностью раскрыта. Интернет-журнал 19FortyFive 15 октября опубликовал статью старшего редактора журнала по вопросам обороны Харрисона Касса: «Знакомьтесь: «Красные орлы»: сверхсекретное подразделение ВВС, летавшее на российских МиГах».
Прозванный «Красными орлами», 4477-й полк обучал пилотов ВВС США, ВМС США и Корпуса морской пехоты США боевой тактике, необходимой для поражения советских самолетов.
«Красные орлы» действовали по программе правительства США по иностранным авиационным технологиям. И хотя существование «Красных орлов» рассекречено, оценка иностранных авиационных технологий, вероятно, продолжается и по сей день. Помимо оценки иностранных технологий, Red Eagle приписывают возрождение искусства воздушного боя.
Для обучения управлению самолетами противника, естественно, требовалось приобретение собственно самолетов противника – задача нелегкая. Израиль одолжил «Красным орлам» их первые советские самолеты – два МиГ-17Ф и МиГ-21, захваченные у сирийских и иракских войск. ВВС США переправили через Индонезию еще около десятка МиГов. Индонезийцы получили множество МиГов из Кореи, Пакистана и Камбоджи. Американцы, нуждавшиеся в эскадрилье самолетов МиГ, которую назвали «Агрессор», предложили индонезийцам в обмен новый Northrop F-5 Tiger II. Индонезия согласилась.
США везде усердно искали МиГи. Некоторые были спасены со свалок, другие достали из отдаленных мест крушения. Во многом помогло и ЦРУ. В конце 70-х годов, когда Советы представили обновленные МиГи, такие как модели 21 и 23, США привлекли Египет и Сомали в качестве возможных поставщиков.
Когда в 70-е годы египетско-советские отношения ухудшились, Египет стал искать поддержки на Западе, и нашел ее в Америке. Предположительно, президент Египта Анвар Садат продал США больше десятка МиГ-23 в обмен на около сорока F-4 «Фантомов» – хороший улов для Садата. США также приобрели различные МиГи в Восточной Германии. А в 1987 году ВВС США приобрели десяток совершенно новых самолетов Shenyang F-7B , которые представляли собой китайскую лицензионную версию МиГ -21.
Для пилотирования добытых с большим трудом самолетов МиГ отбирались только опытные летчики. Обычно ВВС США выбирают выпускников Школы летчиков-испытателей ВВС на авиабазе Эдвардс или выпускников Школы летчиков-испытателей ВМС на авиабазе Патаксент-Ривер. Также были выбраны инструкторы TOP GUN. В общем, пилоты 4477-го были лучшими, что вполне логично, учитывая тщательно продуманные меры по комплектованию самолетов эскадрильи.
Поддержание парка МиГов у «Красных орлов» было непростой задачей. У техников и инженеров не было ни инструкций, ни технических данных. И, конечно же, не было в наличии запасных частей. Когда какая-то деталь ломалась, 4477-й полк обращался к ЦРУ или американским производителям, чтобы найти или создать замену.
Учитывая ценность и уязвимость самолетов, для сохранения сверхсекретных советских самолетов были приняты особые меры предосторожности: они никогда не летали ночью, на них никогда не летали в плохую погоду.
Когда закончилась холодная война, затраты на содержание и эксплуатацию целой эскадрильи МиГов стали казаться неоправданными. «Красные орлы» закрылись в 1988 году, а затем официально расформировались в 1990 году.
Что случилось со всеми МиГами 4477-го, не совсем ясно. Некоторые из них были переданы в дар музеям, но судьба других до сих пор засекречена. Ходят слухи, что некоторые из них были законсервированы в пустыне Невады.
Всего с 1977 по 1988 год в составе эскадрильи «Агрессор» летало шестьдесят девять пилотов. Истинная природа этого специализированного обучения часто скрывалась от курсантов до самого первого учебного боя.
Работала этакая шоковая терапия, призванная вычислить стрессоустойчивость пилотов-новичков. И большинство экипажей были ошеломлены, когда во время первых же полетов замечали приближающийся к ним настоящий МиГ в окраске и со знаками ВВС СССР.
Такие полеты давали возможность изучить сильные и слабые стороны МиГов.
Заключительный этап обучения включал в себя уроки воздушного боя «два на два» и имитацию воздушных боев, в которых пилоты «Красных орлов» применяли советскую тактику. После каждого этапа обучения пилоты проводили обширные разборы, чтобы закрепить наиболее эффективные методы атаки.
За десять лет «Красные орлы» совершили более 15 000 боевых вылетов и подготовили почти 6 000 американских экипажей. Три «Красных орла» погибли на службе: лейтенант ВМС США Мелвин «Хью» Браун (Бандит 12) и капитан ВВС США Марк Постай (Бандит 25) погибли в авиакатастрофах, а сержант ВВС США Рей Эрнандес погиб в результате несчастного случая на земле.
Многие считают, что эта подготовка стала фактором успеха американской авиации в операции «Буря в пустыне» в 1990–1991 годах, во время которой пилоты ВВС США уничтожили в том числе 12 МиГ-21 и МиГ-23, не понеся потерь от авиации противника.
На сегодня, о программах по подготовке американских военных летчиков к воздушным боям с применением российской авиатехники ничего не известно. Но это не значит, что подобных Constant Peg программ не существует.