Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

В ПНИПУ создали установку для тестирования систем сброса льда с лопастей дрона

Специалисты Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) предложили способ испытания эффективности защиты малогабаритных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) от обледенения. Об этом "Газете.Ru" сообщили в пресс-службе научного учреждения. Небольшие беспилотники широко применяются для проведения поисково-спасательных работ, аэрофотосъемки и наблюдения за территориями. Однако их работа при минусовых температурах и высокой влажности осложняется из-за образования льда на лопастях дронов. Из-за ограниченных размеров БПЛА не могут использовать противообледенительные системы, применяемые в пассажирской и грузовой авиации. Поэтому дроны полагаются на метод "перегазовки" — резкого повышения скорости вращения винтов на короткое время. Ученые ПНИПУ предположили, что процесс разрушения льда при "перегазовке" влияет на жесткость лопастей и геометриии их конструкции. Для изучения этих процессов политехники построили установку, включающую в себя аэрохолодильную трубу, в которой можно поддерживать температуру от -30 °C до +25 °C. Внутри нее находится электродвигатель, вращающий винт исследуемого летательного аппарата. Высокоскоростная камера фиксирует процесс эксперимента на скорости до 960 кадр/сек. Облако капель охлажденной жидкости распыляется при помощи форсунки, а в нее подается из емкости под давлением компрессора. Система датчиков позволяет проводить оценку вибрации при различном уровне обледенения, получать моментальные значения влажности, давления и температуры. При помощи специального программного обеспечения исследователи управляют режимом работы электродвигателя и мощностью холодильной камеры, получают и записывают сигналы измерительного оборудования. Специалисты Пермского Политеха испытали устройство, установив пропеллер в трубу и в течение двух минут покрывали его льдом при частоте вращения 5000 об/мин и температуре -10 °C. Затем скорость вращения ротора повысили до 7000 об/мин. Ледяной нарост на лопатке винта с измененными свойствами разрушился, однако на остальных трех лопатках лед остался. Окончательный сход льда с остальных лопаток произошел после достижения частоты вращения 11500-12000 об/мин. Ученые предположили, что локальная неоднородность свойств изменила характеристики сцепления льда с лопастью, поэтому на ней сход льда произошел при меньшей частоте оборотов. "Управляемое изменение свойств поверхности вентилятора может снизить энергозатраты на "перегазовку" в процессе полета и, как следствие, повысить его максимальную продолжительность", – рассказал "Газете.Ru" кандидат технических наук, научный сотрудник Центра высокопроизводительных вычислительных систем, доцент кафедры "Авиационные двигатели" ПНИПУ Николай Саженков.