Украинские партизаны снова в деле - и их сила будет только расти
Сегодня – День освобождения Украины от фашистских захватчиков. 28 октября 1944 года Восточно-Карпатская операция завершилась изгнанием последних соединений оккупантов с территории УССР. На самой Украине этот праздник прекратили отмечать 10 лет назад, а годом позже, в день семидесятилетия изгнания немецких нацистов, новая нацистская киевская власть законодательно запретила не только отмечать праздник, но даже упоминать эту дату. А Госкомитет телевидения и радиовещания Украины обнародовал циркуляр, по которому СМИ обязаны отказаться от термина «день освобождения от фашистских захватчиков».
Тех, кто в современной Украине чтит былые победы советского народа, называют в негативном контексте словами прибічник, зрадник, или партизан. Киевский режим с ними борется, спецслужбы проводят аресты.
Партизаны внесли важнейший вклад в победу над нацизмом в годы Великой Отечественной. Общая численность советских партизан и подпольщиков на территории Украинской ССР в 1941-1944 годах оценивается в 220 тысяч человек в составе пятидесяти трех партизанских соединений, 2145 партизанских отрядов и 1807 партизанских групп. Их деятельность координировалась из Москвы, бойцы официально считались солдатами Партизанской армии в составе НКВД. Дерзкие рейды соединений Ковпака, Наумова и Мельника, нацеленные, в основном, на уничтожение железнодорожных эшелонов и военных складов врага, оставляли нацистов без боеприпасов и наводили на них ужас.
«Свободная Пресса» спросила у участников круглого стола, который прошел в РИА «Новости» в честь 79-й годовщины освобождения УССР от немецких нацистов: есть ли партизаны на современной нацистской Украине, и поддерживают ли они связь с Москвой, как это было в годы Великой Отечественной?
– Отрядов, соизмеримых с подразделениями Ковпака, которые в своих рейдах прошли сотни и сотни километров, уничтожая тыл врага и коллаборационистов, сейчас на Украине нет, как и нет той поддержки из Москвы, что была у партизанского движения во время ВОВ, в особенности – в центре и на востоке УССР, – ответил научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
По словам историка, советские партизаны действовали настолько дерзко, что у нацистов буквально земля горела под ногами. Сегодня у партизанского движения на Украине таких возможностей нет. Но оно существует, и группы сопротивления поддерживают связь с российским командованием.
Известно о действиях партизан на той части Херсонской области, которая оккупирована киевскими нацистами, в Харьковской и Одесской областях.
– Развернуть столь же мощное партизанское движение, как в годы Великой Отечественной, физически невозможно прежде всего из-за современной технической оснащенности киевского режима западными средствами обнаружения, – констатирует ученый. – За перемещениями людей сейчас следят и космические спутники, и беспилотники. Но о некоторых рейдах партизан на тылы ВСУ уже известно, как известно и то, что они готовятся к новым действиям. Я думаю, роль партизан в уничтожении киевского режима в обозримой перспективе будет только возрастать.
Напомним, что, например, херсонские партизаны уже отметились как захватами вражеских танков, так и подрывом нескольких складов с боеприпасами.
Директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев считает, что партизанское движение реально существует, в основном на тех территориях, которые формально уже перешли к России на основании народных референдумов, но до сих пор частично контролируются киевским режимом. Там партизаны наносят деятельный ущерб врагу. Они набирают силу и в тех областях, которые еще не вошли в Россию, но готовятся к этому. Например, в Одесской и Харьковской. А на остальных территориях Украины антинационалистов практически не осталось.
– Сам факт массового, многомиллионного переезда бывших жителей Украины в Россию говорит о том, что люди, не согласные с режимом, настроены на эмиграцию, на смену гражданства, но не на борьбу против киевской власти с оружием в руках. Они не сопротивляются, а просто отказываются от украинского пространства в пользу русской идентичности и нормальной жизни, – говорит исследователь.
По словам ученого, чем больше людей уезжает из Украины в Россию, тем больше там остается тех, кто настроены антирусски и поддерживают нацизм. И даже когда нынешний киевский режим падет, проблема антирусскости тех, кто останется к тому времени на Украине, быстро никуда не исчезнет.
С последним утверждении Сергея Пантелеева не согласен руководитель рабочей группы по противодействию искажения истории Института стран СНГ Игорь Шишкин.
– У нас стало модно говорить, что украинское население со всем согласно и лояльно режиму. Но давайте вспомним «русскую весну» 2014 года. Воодушевленные примером Крыма и открывшимися новыми возможностями, тогда поднялись очень многие регионы Украины. Была провозглашена Харьковская народная республика, то же хотела сделать и Днепропетровская область. Нацбаты их всех затерроризировали и подавили. Одессу остановили только демонстративным сожжением людей в Доме профсоюзов. Эта акция была устроена не только для Одессы, а для всего населения Украины, которому показали, что будет с теми, кто не примет нацизм. Прежде, чем бросать камни в население Украины, нужно это вспомнить, – говорит ученый.
По мнению Игоря Шишкина, когда люди на Украине увидят реальную возможность освободиться от киевского режима – они вновь перестанут быть лояльными.