Яхты против марин. Кто "снимет сливки" в яхтенном бизнесе

Россия имеет огромный потенциал для яхтенного туризма за счет своих природно-климатических и материально-технических ресурсов. Что же касается самой яхт-индустрии, то здесь еще есть над чем поработать. Нужно развивать инфраструктуру берега для маломерного флота, чтобы массовый водный туризм стал более популярным в нашей стране. Эксперты отрасли рассказали "Российской газете", почему тот, кто первый начнет строить эти береговые объекты, "снимет все сливки".

Яхты против марин. Кто "снимет сливки" в яхтенном бизнесе
© Российская Газета

По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сергея Кривоносова, в настоящее время яхт-индустрия в нашей стране находится в стадии развития. При этом в последнее время прослеживаются положительные тенденции.

"Одним из самых важных изменений является повышение интереса ко внутреннему туризму. Вызвано это тем, что в настоящее время совершить путешествие на яхте, например, по европейским странам, сложно из-за действующих ограничений, а главное - небезопасно. Многие владельцы опасаются возможного ареста яхт за рубежом, поэтому все чаще выбирают местом отдыха Россию. Это, безусловно, развивает индустрию: строятся новые объекты, появляется больше возможностей для владельцев яхт, а такой вид туризма становится доступным все большему числу граждан. Этой ситуацией нужно пользоваться для скорейшего развития данного направления", - сказал он "РГ".

Представитель санкт-петербургского яхт клуба "Светлана" Олег Гусев подтвердил, основываясь на опыте их стоянки, что дефицит мест в хорошо оборудованных маринах в удобных акваториях действительно есть.

"Наша марина ограничена границами бухты, поэтому нарастить понтонный фронт и добавить места для швартовки им несколько сложно. Если бы такая возможность была, они смогли бы поставить как минимум вдвое больше. У нас стоят лодки 25 - 65 футов, есть те, которые зимовали в Финляндии и Эстонии, и сейчас пришвартованы у нас и зимуют также в России", - отметил Гусев.

Он, однако, не уверен, что дефицит связан только с тем, что пришли лодки из Европы. По его мнению, и без них с местами в Петербурге все было не очень хорошо.

"Пришедшие яхты нуждаются в качественной зимовке. Многие судовладельцы уходили в Финляндию и Эстонию именно за надежным теплым хранением и хорошим техническим обслуживанием. Сейчас лодок стало больше, но не глобально, кто-то пришел, кто-то, наоборот, ушел. Независимо от этого, простора для развития инфраструктуры полно, и для серьезного размера лодок и для катеров", - сказал Гусев.

Основатель школы яхтинга "Сила ветра" и "Wind Rises Dubai" Максим Пинигин считает, что в регионах очень мало удобных марин, наблюдается нехватка мест, не развиты системы, в которых можно взять лодку в чартер. "Нам постоянно приходится сталкиваться с этими сложностями при планировании наших экспедиций в различных регионах и при открытии новых городских парусных баз", - признался он.

Говоря о маринах, Пинигин также напомнил, что сейчас идет строительство двух больших проектов - в Геленджике и Владивостоке. "Это, конечно, поможет, но при этом существует еще много яхтенных регионов, которые пока не удается модернизировать", - добавил эксперт.

Руководитель "Safety Boats" Евгений Романов, в свою очередь, рассказал "РГ", что на средней и нижней Волге количество причалов для маломерных (до 20 метров) яхт и лодок давно в дефиците. Причем как отдельных, так и в структуре яхт-клубов.

"Отсутствие инфраструктуры берега для маломерного флота и есть причина отсутствия массового водного туризма и чартера вообще. Почему эта бизнес-ниша до сих пор не занята в России для нас загадка. Но совершенно определенно - кто первый начнет строить эти береговые объекты, тот и "снимет сливки". Причем структурно неважно, как будет выглядеть объект: полноценный яхт-клуб или несколько гостевых причалов и глемпинг на берегу", - сказал Романов.

В России имеется достаточное количество специалистов с опытом, которые знают как подобные объекты должны эксплуатироваться как с точки зрения рентабельности, так и с точки зрения соблюдения действующего законодательства, регулирующего эту область, уверен он. О протяженности внутренних водных путей России и природном разнообразии известно всем. Более того, есть масса примеров успешного, с точки зрения экономики, использования этого природного ресурса. Романов привел в пример Турцию, которая 20 лет назад начала строительство с участием государства яхтенных марин, а сегодня "совершенно победила" Грецию в конкурентной борьбе. И заканчивая Скандинавскими странами - Балтика, Ботнический залив и так далее.

В заключение Романов добавил, что так называемый "короткий сезон" для яхтинга в России - не аргумент. "Он на самом деле не менее 5 месяцев. Поэтому экономическая эффективность чартерного бизнеса требует только "правильной" лодки. И такие проекты есть. Как есть и российские кампании, кто может их строить", - подытожил он.