В Сингапуре состоялась секретная встреча представителей крупнейших разведок мира в рамках саммита «Диалог Шангри-Ла»

Руководство двадцати крупнейших разведок мира провело секретную встречу в рамках саммита по вопросам безопасности «Диалог Шангри-Ла» в Сингапуре, пишет Reuters со ссылкой на пять источников.

В Сингапуре состоялась секретная встреча представителей крупнейших разведок мира в рамках саммита «Диалог Шангри-Ла»
© BFM.RU

Подобные встречи каждый год организует правительство Сингапура и незаметно проводит их неподалеку от самого саммита. Однако, как отмечает агентство, ранее об этом СМИ не сообщали.

Встречу посетили, среди прочих, представители разведок США, Индии и Китая. Тон беседы был в ключе сотрудничества, а не конфронтации.

Российская сторона не присутствовала, уточнил один из собеседников. Украинский замминистра обороны Владимир Гаврилов посетил основной саммит, но отрицал, что был на совещании разведсообщества.Что могли обсуждать на встрече? Комментирует директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:

— Несложно предположить, что вся встреча была посвящена прежде всего безопасности Восточной и Юго-Восточной Азии, и была попытка наладить диалог между разными ведомствами, в том числе и разведведомствами. В принципе, диалог идет, в том числе и между США и Китаем, но сейчас этот диалог является, пожалуй, как никогда актуальным, потому что мы видим, что несмотря на вполне спокойные заявления о беседах и военных, и разведведомств, мы, например, видим, что Китай отказался встречаться с министром обороны США, и диалога здесь явно не состоится. Точно также очень важно предупреждать о взаимных угрозах, потому что угрозы терроризма и сепаратизма в этом регионе тоже никуда не исчезают, и обмен развединформацией здесь является, пожалуй, ключевым. Плюс к этому надо понимать, что идет обмен информацией по передвижению военных кораблей, военных самолетов, так, чтобы не было никаких столкновений, подобно тому, как могло произойти буквально на наших глазах день назад. Поэтому здесь американцы подчеркивают конструктивность диалога, очень важно, что Китай не выходит из обмена информацией, ну и в общем является в данном случае адекватным партнером. Китай же показывает, что США как раз наоборот всячески пытаются давить на Китай, пытаются не прислушиваться к его мнению, то есть ведут неконструктивный диалог и по-прежнему настаивают на своей позиции по Тайваню. Хотя это можно считать вполне деловой встречей, тем не менее в отличие от прежних встреч, которые проходили в Сингапуре, эта является довольно напряженной.

—Хотя утверждается, что здесь именно о сотрудничестве шла речь в первую очередь, нежели о конфронтации.

— Но мы не видим на самом деле никаких новых документов, которые собираются подписывать. И в принципе, скорее всего, здесь надо было встретиться, чтобы сравнить свои позиции по разным вопросам, учитывая, что ситуация в этом регионе заметно ухудшилась буквально за последние полгода. И руководители разведведомств, министерств обороны должны, как говорится, посмотреть друг другу в глаза и понять, куда движется общая ситуация.

Ранее Индо-Тихоокеанское командование Вооруженных сил США заявило, что корабль китайских ВМС приблизился на опасное расстояние, около 140 метров, — к американскому эсминцу USS Chung-Hoon во время участия последнего в проходящей через Тайваньский пролив совместной канадско-американской миссии.

Эсминец смог, снизив скорость, сохранить курс. По утверждению американских военных, 3 июня эсминец США вместе с канадским фрегатом производили, не нарушая международного права, плановый переход в северном направлении через Тайваньский пролив в водах, в которых «действует свобода навигации и пролета в открытом море».

Также указывается, что после опасного сближения корабль ВМС КНР снова пересек курс американскому эсминцу и остался по левому борту последнего на расстоянии около двух километров.

Китай же считает проход военных кораблей США и Канады провокацией, заявил официальный представитель Восточной зоны боевого командования Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Ши И.

Инцидент комментирует главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:

— Это достаточно опасное сближение на такую дистанцию, с учетом того, что это открытое море, немаленькие корабли. То есть в общем и целом да, конечно, риск был.

— А что могло произойти?

— Скорее всего, если бы там дело дошло до контакта, то вряд ли бы это было столкновением, скорее навалом. То есть такие штуки происходили в том же Черном море в советские времена, но тогда-то американский эсминец действительно влез в воды СССР. И там сторожевик или эсминец советский сблизился, и, как говорится, пошел на таран. Но на таран-то он не пошел, он просто сблизился с ним бортами, и это был ощутимый, сильный контакт, который нанес повреждения обоим кораблям. Но, видимо, и в данном случае было бы такое же. Я не думаю, что китайцы пошли бы на таран.

— То есть это преднамеренное действие?

— Это чисто психологический маневр, показать, что Тайваньский пролив наш, и плевать мы хотели на всякие там законы международные.

— Какое самое критичное приближение, чтобы не произошло навала?

— Это зависит от волнения, от размера кораблей, судов, потому что, в принципе, если они сблизились достаточно близко, — 20 метров, может сработать эффект притяжения, сближения, даже независимо от того, как будут себя вести команды и какие будут команды на руль, на машину. Суда или корабли могут автоматом в силу этого эффекта притягивания столкнуться.

Сегодня глава Минобороны Китая Ли Шанфу на конференции в Сингапуре заявил, что Китай нацелен на диалог с США. Возможность открытой конфронтации с Вашингтоном он назвал «невыносимой катастрофой для всего мира». В то же время Ли обвинил США и их союзников в попытках дестабилизировать обстановку в Тихоокеанском регионе. Он назвал военное присутствие США и Канады в Тайваньском проливе провокацией и заявил, что если США не хотят обострения конфликта, они должны вывести свои военные суда из зоны интересов Китая.

Это было первое крупное выступление Ли Шанфу с момента начала его работы в должности министра обороны в марте. В конце мая он отказался встречаться со своим американским коллегой Ллойдом Остином для прямых переговоров.