Короли фронтовых дорог. Эволюция отечественных военных автомобилей

Колеса царской армии

Короли фронтовых дорог. Эволюция отечественных военных автомобилей
© ТАСС

Автомобилизация российских войск началась более 100 лет назад. 29 мая 1910 года император Николай II издал указ о создании в Санкт-Петербурге первой учебной автомобильной роты, которая готовила механиков-водителей для всех действовавших подразделений российской армии. В тот же период были разработаны и специальные нормативные документы: "Положение о самодвижущихся повозках в армии", "Строевой устав для автомобильных частей", а также "Наставление для автомобильной службы". 

На первых порах в России насчитывалось всего два десятка автомобилей, однако к началу Первой мировой, согласно данным из каталога "Автомобили 1913 года" (выпускавшегося также по указу Николая II), в стране было уже около 9 тыс. машин, при этом больше половины из них были приписаны к различным воинским частям. Наряду с закупкой авто за границей в России начали открываться совместные производства, в результате чего, например, на московской экипажной фабрике Петра Ильина родился "Руссо-Бюир" (Russo-Buire) — французская штабная машина российской сборки. Вслед за ней по мотивам автомобиля американской фирмы "Кейс" (Case) был построен "Пузырев 28/35" — автомобиль, собранный уже исключительно из отечественных материалов конструктором Иваном Пузыревым.

Настоящим прорывом в отечественном автомобилестроении стало открытие цехов по сборке машин на Русско-Балтийском вагонном заводе. Именно его "Руссобалт С24-30", признанный военным руководством самой удачной и надежной машиной, стал впоследствии главной штабной машиной царской армии. Мощностей завода хватало на выпуск больших партий авто, и к 1915 году российские войска вышли в лидеры по количеству подобной техники, обойдя США, Великобританию и Францию.

Подвиг "полуторки" 

Уже в самом начале Великой Отечественной советские военачальники понимали: боевые действия будут долгими и масштабными и армии нужно как можно больше грузовиков для переброски войск, эвакуации раненых, доставки оружия, боеприпасов и продовольствия. 

Самым массовым тяжеловозом того времени стал ГАЗ-АА. Знаменитых "полуторок" (авто мог перевозить до 1,5 т) во время войны было выпущено более 400 тыс. штук. Простой, надежный и почти безотказный грузовик, созданный по мотивам американского "Форда" 1920-х, обладал двигателем мощностью 50 л.с. и имел множество военных специальностей: служил тягачом, ремонтной мастерской, шасси для радиолокационной станции, санитарной машиной и бронеавтомобилем. 

Один из самых известных эпизодов времен Великой Отечественной с участием легендарных грузовиков произошел во время блокады Ленинграда. Именно "полуторки" доставляли в осажденный город боеприпасы, медикаменты и продукты по так называемой Дороге жизни. Из-за относительно небольшого веса — 1,8 т — машина единственная из всех, что были в то время в распоряжении Советской армии, могла пройти по тонкому льду Ладожского озера. Разгрузившись, военные водители, как правило, забирали из Ленинграда стариков, детей и раненых. Нередко, лавируя между проталинами, шоферам приходилось еще и буквально уворачиваться от немецких снарядов и авиабомб. 

В 2020 году в память о водителях-героях под Петербургом был установлен монумент, в котором легендарная "полуторка" сочетается с образом спасенного мальчика и тетрадью со стихами неизвестному водителю. Их автор — поэт Александр Городницкий, которого в возрасте 8 лет так же, как и многих других школьников, вывезли из Ленинграда по печально знаменитой Дороге жизни.

"Захар", "Катюша" и "Иван-Виллис"

"Захаром" в Великую Отечественную называли ЗИС — еще один советский автомобиль-труженик. Трехосная машина с мотором мощностью 73 л.с. и грузоподъемностью 3 т выпускалась с 1933 года. ЗИС (изготавливался на заводе имени Сталина в Москве) знаменит не только тем, что за пять лет избороздил вдоль и поперек все фронтовые дороги от Украины до Дальнего Востока, но и тем, что на него устанавливались первые "Катюши" (боевая машина реактивной артиллерии БМ-13). 

"Катюша", благодаря которой советским войскам удалось выиграть немало сражений, поначалу экспериментально монтировалась на самые разные шасси, в том числе танков и тракторов. Однако опытная эксплуатация показала, что гусеницы для подобной установки не годятся — имеют низкую скорость и высокий расход топлива. 

В итоге для перевозки "Катюши" начали подыскивать надежный грузовик. Сначала конструкторы присматривались к ЗИС-5, но стать главным "катюшеносцем" ему не довелось — не хватало усиленной рамы и третьей оси, которые придавали бы шасси большую проходимость и устойчивость при залпах. Все это было учтено в следующем грузовике — ЗИС-6, на который и установили "Катюшу". Новый четырехтонник имел колесную формулу 6х4 и отличную проходимость. Одно из первых бевых применений "Захара" и "Катюши" состоялось 14 июля 1941 года в захваченном немцами городе Рудня. Реактивная установка уничтожила тогда большое скопление вражеской военной техники. По легенде, когда стихли залпы, кто-то из бойцов запел популярную в то время песню про девушку Катюшу. С тех пор на фронте так стали называть и БМ-13.

Заканчивала войну "Катюша" уже с другим напарником. "Захара" заменил более мощный американский "Студебеккер" (Studebaker US6). В годы Великой Отечественной по ленд-лизу в СССР было доставлено более 152 тыс. автомобилей этой марки.

Кроме "Студебеккера", из США в Советский Союз приехал и самый массовый джип Второй мировой войны Willys MB. Всего в рамках ленд-лиза в СССР было поставлено свыше 50 тыс. этих машин, которые верно служили Советской армии на всех фронтах Великой Отечественной. Обычно джип использовался в качестве штабной машины, но при необходимости мог превратиться в легкий артиллерийский тягач. Полного привода и 60-сильного двигателя хватало для буксировки 45-миллиметровых противотанковых и 76-миллиметровых дивизионных пушек. Единственный минус — Willys был весьма чувствителен к плохому бензину, а найти качественный в военное время удавалось не всегда. 

В тот же период в войсках появился советский аналог американского джипа ГАЗ-67, получивший со временем прозвище "Иван-Виллис".

Короли бездорожья

После окончания войны широкое распространение в Вооруженных силах получили ГАЗ-51 и ЗИС-150, ставшие продолжением армейской линейки грузовиков. В разных вариантах машины служили для перевозки личного состава и грузов массой до 3 т. 

В 1950-х отечественная автомобильная промышленность выпустила ставший на долгие годы культовым армейский внедорожник ГАЗ-69. В отличие от всех полноприводных одноклассников того времени, включая собственного предшественника ГАЗ-67, он имел плавные линии кузова и мог брать на борт в два раза больше пассажиров (до 8 чел.). Позднее за характерное подпрыгивание из-за короткой колесной базы на кочках "шестьдесят девятый" прозвали "козликом".

Машина была в серийном производстве 20 лет и активно применялась в армии и народном хозяйстве. Ценили "козлика" и за рубежом — он экспортировался в 60 стран мира, включая Исландию и Северную Корею. 

С 1956 года производство внедорожника было перенесено из Горького (ныне Нижний Новгород) на Ульяновский автозавод, и машина была переименована в УАЗ-69. На родине Ильича была выпущена еще одна модификация ГАЗ-69 с четырехдверным тентованным кузовом, которую называли "командирским" или "председательским" в зависимости от того, в армии служил автомобиль или работал на гражданке. К слову, машина была настолько надежна, что без проблем использовалась и в южных регионах с жарой под 50 °С, и на дрейфующих полярных станциях, стойко перенося лютые морозы.

В 1972 году "козлик" уступил место на главном конвейере Ульяновского автозавода новому армейскому внедорожнику — УАЗ-469. Машина, которую помнят наши отцы и деды, выпускалась в разных модификациях более 40 лет и до сих пор даст фору на бездорожье многим импортным аналогам.

Среди легких военных грузовиков на труднопроходимых участках до сих пор нет равных знаменитой "шишиге", она же ГАЗ-66. Автомобиль стал самым массовым полноприводным армейским двухтонником с кабиной, расположенной над двигателем. "Шишига" стала настоящей находкой для Воздушно-десантных войск (ВДВ), служила для перевозки личного состава, буксировки орудий, а главное, была приспособлена к перевозке на военно-транспортных самолетах и десантированию на специальных парашютно-десантных платформах. 

Настоящими королями бездорожья по праву можно назвать дизельные военные "Уралы" с колесными формулами 4x4, 6х6 и 8х8. "Бывает, и танки вязнут там, где проходят "Уралы", — говорят про них военные. Российские грузовики способны передвигаться по снежной целине глубиной до 1 м и переезжать полуметровые бетонные заграждения. Сегодня в семействе "Уралов" около 30 основных модификаций, среди которых бортовые автомобили, специальные шасси, седельные тягачи.

Время "Тайфунов"

В последние годы отечественная оборонка уделяет большое внимание созданию военных автомобилей, наделенных крепкой броней и современным оружием. Мобильность и при этом защищенность личного состава на поле боя — один из важнейших факторов успеха, и сегодня к уже хорошо известным "Тигру" и "Рыси" присоединяется целое семейство броневиков с усиленной защитой корпуса и современным вооружением. Ярчайшими представителями современных военных автомобилей являются "Тайфуны" — полноприводные машины от предприятия "Ремдизель" из Набережных Челнов.

Бронеавтомобиль "Тайфун-К" — семейство новых броневиков для ВДВ и ПВО, которое разрабатывается с 2015 года. По техзаданию военных бронемашина должна была перевозить людей, грузы, нести современное вооружение и соответствовать требованиям парашютного десантирования. В итоге, по словам экспертов, получилось нечто среднее между грузовиком и джипом. Машина создана на базе защищенной платформы с колесной формулой 4×4 Камаз-4386.

"Тайфун-ВДВ" создан специально для "голубых беретов" и вооружен дистанционно управляемым боевым модулем БМ-30-Д с 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А42 и 7,62-миллиметровым танковым пулеметом. Модуль изолирован от обитаемого отделения, что повышает безопасность экипажа и десанта.

"Тайфун-ПВО" имеет на борту переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) типа "Игла", "Игла-С", "Верба", пусковые установки, источники питания, радиолокационные запросчики для опознавания наземных и воздушных целей. Одним из основных достоинств этой модификации эксперты называют возможность экипажа получать целеуказания извне — от боевого командного пункта и ЗРК "Тор-М2". Таким образом, у военных нет необходимости покидать бронеавтомобиль.

Самые последние разработки в области военного автомобилестроения были представлены на международном военно-техническом форуме "Армия-2022". Одной из главных премьер стал "Ахмат" от "Ремдизеля", который разрабатывался с учетом требований военнослужащих, участвующих в специальной военной операции. Машина защищена броней, по классу аналогичной "Тайфуну", и, что немаловажно в наши дни, собрана только из российских комплектующих. На борту нет какой-либо сложной электроники, что, по мнению конструкторов, существенно упростит ее освоение и эксплуатацию в условиях боевых действий.

Основным предназначением бронемашины с колесной формулой 6х6 станет доставка десанта, воинских грузов, а также раненых с возможностью оказания на ходу медицинской помощи. Гражданская версия автомобиля может использоваться полицейскими и службами охраны.

Ещё одной яркой новинкой стал бронеавтомобиль "ВПК-Урал", который отличается ярким бежевым цветом и довольно агрессивным внешним видом. При ближайшем рассмотрении сразу бросаются в глаза узкие диодные фары, светлый кожаный салон и шестиступенчатая автоматическая коробка передач. 

Основное преимущество нового бронеавтомобиля заключается в отсутствии рамы. По данным производителя, за счет этого удалось увеличить толщину брони, что существенно улучшило защищенность машины. Базовая модель броневика могла выдержать взрыв, эквивалентный 6 кг тротила, новый "Урал" — уже 8 кг. Защита моторного отсека и кабины выдерживает попадание бронебойных пуль калибра 7,62×54 мм. Кроме этого, при необходимости на "ВПК-Урал" могут быть установлены дополнительные бронеэкраны. 

Во время испытаний новые российские броневики прошли буквально огонь и воду: их сбрасывали с высоты, взрывали, расстреливали и топили. Все это способна выдержать лишь по-настоящему универсальная машина для решения широкого круга боевых задач, в том числе в рамках СВО. К слову, "Тайфуны", по данным из открытых источников, уже активно и успешно применяются в спецоперации.

Подготовил Василий Кучушев