Войти в почту

На Среднем Урале увековечивают память контрразведчиков Смерша

Юбилей управления советской военной контрразведки Смерш отметили в Екатеринбурге. Подразделение, о котором сейчас снимают сериалы, было сформировано в апреле 1943-го и занималось поиском вражеских агентов в армии и в тылу. Название расшифровывается просто: смерть шпионам.

На Среднем Урале увековечивают память контрразведчиков Смерша
© Российская Газета

- По последним данным, свыше 30 тысяч сотрудников вражеской агентуры разоблачили и уничтожили на территории СССР за военное и послевоенное время, - рассказал "РГ" Геннадий Новоселов, председатель совета межрегиональной общественной организации ветеранов военной контрразведки ФСБ по ЦВО.

До восьмидесятых годов прошлого века о Смерше почти не было информации. Его сотрудники не имели права не то что делиться воспоминаниями, но даже упоминать о своей работе в контрразведке. К примеру, ветеран Смерша Александр Гусев только в 2006 году, когда ему исполнилось 96 лет, дал первое интервью. Именно тогда родные узнали, где служил в войну дед, и увидели документы, которые он хранил в особом портфеле.

- Многие связывали Смерш с репрессиями, хотя деятельность контрразведки к карательным органам никакого отношения не имела. В стране в период тяжелейших боев создали сильнейшую разведывательную структуру, которая смогла победить абвер (орган военной разведки и контрразведки фашистской Германии. - Прим. ред.), - поясняет Геннадий Новоселов.

Былая секретность до сих пор дарит открытия, достойные захватывающих сериалов. Например, на военном аэродроме в Кольцово на Аллее Российской Славы установлен памятник летчице Марине Расковой, одной из первых женщин - Героев Советского Союза, получившей медаль "Золотая Звезда" в 1938-м за первый в истории беспосадочной перелет женского экипажа из Москвы через Свердловск на Дальний Восток. Никто не предполагал, что к тому времени она уже год как работала в органах госбезопасности.

- Марина была замечательным летчиком, великим организатором и опытным контрразведчиком. А службу заканчивала, командуя серьезным авиационным соединением, - вспоминает ветеран военной контрразведки Юрий Колмогорцев.

В отдаленном селе Филькино близ Серова на здании школы недавно повесили мемориальную доску, посвященную участнице Великой Отечественной войны Августе Поликарповой. После окончания школы Августа отправилась на войну, начинала службу по линии НКВД под Москвой в самый тяжелый для страны период - в ноябре 1942-го. Победу встретила в Берлине, через какое-то время ее переправили в Прибалтику - бороться с националистическими отрядами "Лесные братья". Об орденах и медалях Поликарповой земляки, конечно, знали, тем более что в последние годы жизни Августа Федоровна вернулась в Серов, но о подробностях боевого пути - далеко не все. Ветераны предложили назвать школу в Филькино в честь борца со шпионами. Кстати, уральская общественная организация ветеранов военной контрразведки также носит имя уральца - уроженца деревни Малая Бобровка, что близ Ирбита, легендарного советского контрразведчика, с которым связана вся история Смерша, генерал-лейтенанта Ивана Устинова.

Дословно

Из воспоминаний бывшего начальника особого отдела КГБ СССР полковника Юрия Акимова:

"Весной 1944 года служил в литовских лесах, где скрывались бандформирования "Лесные братья". Выслеживали бандитов. Одно из требований к оперативнику, сидящему в засаде: не курить и не кашлять. Однажды ночью сидим вдвоем в овраге. Я должен первым заметить проходящего, окликнуть, а напарник сзади наброситься и связать. За полночь слышу рядом шорох шагов, крикнул: "Руки!" А в ответ - свист пули. Хорошо, дерево, за которым стоял, спасло. Напарник в это время уже повалил "брата". Скрутили, запустили сигнальную ракету. Прибыла опергруппа и забрала лазутчика. Потом стало известно, что поймали мы связного, причастного к английской разведке, который нес бандитам инструкции и деньги.

И после войны работы военной контрразведке хватало. Самой беспокойной считалась советско-турецкая граница - ее батумский участок. Именно через него предпочитали бежать недовольные граждане. Один из самых громких побегов был совершен в 1959 году. Вплавь по Черному морю ушел мастер спорта по плаванию, сын офицера Советской Армии. Поплыл на турецкий берег ночью, а в трусы положил несколько плиток шоколада для поддержки сил. Чтобы проскользнуть незамеченным под лучами прожекторов, он надел шапочку в виде утки и, как только попадал в полосу света, притворялся водоплавающей птицей. Сработало.

Даже в конце шестидесятых годов в СССР активно действовали шпионские группы. В частности, близ Пензы собирали информацию об оперативно-тактических ракетах. Сведения о них собирали по крупицам, каждую мелочь анализировали. Нам удалось завербовать за кордоном несколько источников информации. Один из них предоставил около 20 важных сообщений, которые докладывались высшему руководству страны. По итогам этой операции трое сотрудников контрразведки получили боевые ордена, остальные удостоились благодарности главы КГБ. Детали этой операции были засекречены до 2010 года".