На первый взгляд, в облике и манере общения собеседника нет ничего напрягающего – негромкий голос, мягкие движения, коренастая фигура, нос немножечко «уточкой». Вот только не дает покоя прищур этих спокойных глаз… Он настолько «рентгеновский», что почему-то сразу хочется поднять руки и произнести заискивающим тоном:

«…Вы нам только шепните – мы на помощь придем!»
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

– Начальник, да я тут просто мимо проходил…

Знакомьтесь: старший полицейский группы задержания вневедомственной охраны управления Росгвардии по ХМАО-Югре старший сержант полиции Александр Гаранин…

– В вашей семье кто-нибудь имел отношение к армии или правоохранительным структурам?

– Нет. Воспитывала меня мама, всю жизнь проработавшая швеей на заводе. А я в детстве мечтал стать «военным на танке». Мечта почти сбылась после призыва в армию, вот только вместо танка достался мне БТР в одной из частей внутренних войск. После окончания срочной службы подписал контракт на четыре года, с 2011-го по 2015-й.

Когда вернулся домой, в Омскую область, то долго маялся в поисках работы. Ответ был стандартным: «Мы вам перезвоним», и на этом общение заканчивалось. Тогда я в первый раз приехал в Ханты-Мансийский округ на вахту, отработал здесь полтора года водителем. А потом знакомый посоветовал поступить на службу в Росгвардию. После завершения всех необходимых проверок и окончания специального обучения стал водителем группы задержания, а вскоре был назначен старшим. Поначалу многое подсказывали более опытные коллеги, а теперь сам учу молодое пополнение.

– Как часто группе задержания приходится мчаться на вызовы?

– Выезды случаются каждую смену, хотя, конечно, чаще всего они оказываются ложными. Но мы-то заранее об этом не знаем, и поэтому каждый выезд является для нас боевым. Кроме того, следим за общественным порядком и наблюдаем за оперативной обстановкой в городе – дежурная смена длится двенадцать часов. Нередко работаем в тесном взаимодействии с горотделом полиции. В остальное время проходят занятия по физической, боевой и служебной подготовке – сотрудникам Росгвардии надо постоянно держать себя в полной готовности.

– Какова чаще всего реакция граждан на ваше появление?

– Это зависит от самих людей. Наверное, нарушающие закон нам не очень рады, а рядовые граждане всегда относятся с уважением.

– Риск – обычное дело в буднях сотрудников Росгвардии?

– Помню, как-то поступил вызов – в частном доме вооруженный мужчина удерживает заложника. На место мы прибыли одновременно с двумя нарядами ППС. После изучения обстановки решили штурмовать с двух сторон. Мы с напарником вошли через дверь и тут же увидели пьяного мужика с ружьем в руках. После команды он опустил оружие и сдался, но в тот момент мне было не очень комфортно…

А вообще я – не «крепкий орешек» Брюс Уиллис, и рисковать, к счастью, приходится гораздо реже. Просто мы чаще, чем обычные граждане, сталкиваемся с экстремальными ситуациями и не можем позволить себе «проехать мимо». Как-то в новогоднюю ночь поступил сигнал из гаражного кооператива. Когда мы объезжали территорию, то увидели дым и пламя над одной из построек – там случился пожар. На наших глазах из окна второго этажа выпрыгнула женщина. Мы подбежали и постарались быстро – мороз стоял за тридцать градусов – оценить степень полученных ею переломов. А потом я завернул ее в бушлат и перенес в машину.

– А есть ли в вашей непростой службе место романтике?

– Даже не знаю, как ответить на этот вопрос… Мне нравится ощущать свою полезность и нужность людям, городу, Родине. Для меня служба – это часть жизни, и я ее люблю. Это можно считать романтикой?

– И неужели никогда не хотелось ее оставить? Если честно?

– К тому не возникало предпосылок. Знаете, когда закончился контракт с армией, я весь такой радостный вышел за ворота части и вдруг осознал – а куда мне теперь идти? Ведь вся моя сознательная жизнь осталась там, позади. Конечно, что-то в службе приедается, что-то напрягает, но все равно это свое, родное. Я хорошо знаю свои задачи, знаю, как вести себя в той или иной ситуации, и все у меня получается. Коллектив хороший, руководство никогда не оставит сотрудника, если вдруг он попадет в беду.

– У вас в отделе много молодежи. А зачем ее представители выбирают Росгвардию?

– Все они идут служить целенаправленно, а вот причины могут быть разными. Кто-то хочет отличиться, кто-то исполняет давнюю мечту, кто-то находится в поисках самого себя и пытается определиться в жизни.

– Вы бы посоветовали сделать такой выбор?

– Несомненно. Кроме всего прочего, служба – это хороший старт для будущей карьеры, здесь одновременно можно набираться опыта и получать высшее образование в одном из институтов Росгвардии. Кроме уважения со стороны общества, у нас достойная зарплата, полная социальная защищенность, гарантированные льготы. Если сотрудник выбирает службу в новых регионах Российской Федерации, то переходит туда с повышением, и стаж идет год за два.

– А вот лично вы готовы отправиться в командировку в зону СВО?

– Мы нужны для охраны правопорядка здесь, на местах. Но если потребуется, то в трудный час я готов оказать содействие товарищам – в любом регионе.

– Давайте вернемся к вашим служебным будням. Расскажите о каких-нибудь смешных эпизодах!

– Ну, чаще случаются нелепые, чем смешные… Однажды ночью во время патрулирования заметили снегоход, стоявший посреди тротуара. Заинтересовало – откуда он мог там взяться? В это время откуда-то появился некий гражданин, явно навеселе, и прыгнул за руль. Мы скомандовали ему остановиться, но он дал «по газам», вскоре свернул в лес и скрылся из глаз.

Мы сделали круг по окрестным дорогам, как вдруг лихач опять появился из леса в том же самом месте. Он опять попытался скрыться, но метров через триста у него вдруг порвался приводной ремень и ему пришлось сдаться. Как оказалось, он жил-то рядышком с местом происшествия, запросто мог бы оставить снегоход в лесу и пройти домой пешком, но решил испытать свою удачу.

– Видимо, Бог наказал… Раньше основной целью сотрудников вневедомственной охраны были воры, нередко пытавшиеся совершить кражу из магазинов, торговых баз и частного жилья граждан. Как часто они сегодня покушаются на чужую собственность?

– Редко, за последние годы на моей памяти были единичные случаи. Как-то рано утром в одном из больших гипермаркетов некий гражданин решил, что его никто не видит, взял рюкзак, сложил туда два десятка ножей и попытался улизнуть с добычей. Воришку задержали, конечно.

– Предлагаю закончить со «служебными» вопросами и перейти на личные темы. Чем увлекаетесь в свободное время?

– Историей – читаю книги, смотрю документальные фильмы. Занимаюсь в спортзале – так и физическая форма поддерживается, и мысли в порядок приходят. Летом нередко выезжаю с друзьями порыбачить. А еще мне нравится нумизматика.

– Так любите деньги?

– Скорее уж их историю. С детства собираю монеты, сейчас вымениваю их или покупаю, в городе есть любители. В моей коллекции более 1 600 экземпляров.

– Завершающий вопрос: каково ваше отношение к Ханты-Мансийску?

– До 2016 года я видел его лишь на глобусе, а сейчас очень доволен, что оказался здесь. За последнее время он сильно изменился в лучшую сторону, жить здесь комфортно и спокойно. А еще мне нравится то, что жители стремятся сделать Ханты-Мансийск лучше, чище, краше. Это чудесный город!

Послесловие

О буднях сотрудников Росгвардии вообще и Александра в частности нередко рассказывают скупые строки пресс-релизов. Вот лишь два из них:

«…Сотрудники вневедомственной охраны сержант Денис Резников и старший сержант Александр Гаранин спасли из реки гражданина. Мужчина, совершивший противоправный поступок, предпринял попытку скрыться от правоохранителей и для этого решил переплыть реку. Но, не рассчитав силы, стал тонуть. Старший сержант Александр Гаранин, не теряя ни секунды, бросился спасать горе-пловца. Доплыв до молодого человека, который уже наглотался воды и, потеряв последние силы, стал тонуть, сотрудник Росгвардии вытащил гражданина на берег и до прибытия медиков оказал ему необходимую медицинскую помощь».

«…Находясь на маршруте патрулирования, экипаж вневедомственной охраны в составе старшего сержанта полиции Александра Гаранина и сержанта полиции Антона Баева получил сообщение из дежурной части полиции о том, что в районе Самарово потерялся ребенок – ушла из торгового дома, пока мама отвлеклась на товар. Экипаж выдвинулся в район предполагаемого местонахождения несовершеннолетней и заметил подходящую под приметы девочку в районе улицы Промышленная без сопровождения взрослых. Гуляя, ребенок не заметил, как преодолел пять с половиной километров по объездной дороге и заблудился. Сотрудники Росгвардии доставили девочку в дежурную часть полиции для передачи родителям».

…Наверняка каждый горожанин хотя бы раз видел нашего героя в патрульной машине, мчащейся под вой сирены, но вряд ли успевал рассмотреть лицо человека в шлеме, бронежилете и «городском» камуфляже, привычно сжимающего автомат. Значит, откуда-то поступил сигнал, где-то возникла опасность, кому-то очень нужна помощь – и наши бравые парни уже спешат туда.

27 марта сотрудники Росгвардии отмечают свой профессиональный праздник. Очень хочется пожелать им удачи и сказать: спасибо за город!

Андрей Рябов