"СОЮЗ" побывал на Барнаульском заводе, где изготавливают колесные диски для белорусских тракторов
В этом огромном цехе в Барнауле сразу видно, куда отправится готовая продукция. Колесные диски черного цвета повезут на тракторный завод в Санкт-Петербург, бежевого - в Ростов-на-Дону, где делают комбайны, а белым предстоит самая долгая дорога - в белорусский Гомель. Я пришел на завод в тот день, когда на конвейере рождались изделия для "Гомсельмаша".
В промышленности Алтайского края наметилось в прошлом году несколько оптимистичных трендов. Один из них связан с расширением контактов местных предприятий с Беларусью. По подсчетам регионального министерства промышленности и энергетики, с Республикой сотрудничают уже два десятка компаний. Среди них можно выделить ООО "Барнаульский завод механических прессов", запустивший в 2021 году производство колесных дисков для тракторов и комбайнов. Предприятие является единственным производителем в России подобных дисков.
- С белорусами мы работаем еще с советских времен, поставляли им прессовое оборудование, - рассказывает Анна Ферапонтова, заместитель директора по маркетингу. - А полтора года назад наш завод заключил с "Гомсельмашем" договор на поставку двух видов колесных дисков. Сначала были пробные партии по 100 штук, белорусам качество понравилось, и начались поставки в промышленных масштабах. На середину февраля, например, мы уже закрыли 90 процентов потребности "Гомсельмаша" на 2023 год в дисках диаметром 32 дюйма (около 7 тысяч изделий в год). Раньше они их покупали в Польше и Турции. Эти диски устанавливаются на комбайнах для передних колес. Для задних колес требуются диски диаметром 24 дюйма. Белорусам мы закрываем 20 процентов от их потребностей - остальные они берут на заводе в Бобруйске.
Сейчас на заводе начали подготовку производства еще двух размеров колесных дисков, которые пригодятся и гомельскому заводу, и петербуржскому. Кроме того, на заводе есть кузница, продукция которой востребована на многих российских предприятиях, а теперь и в Беларуси.
- Гомельчане недавно проводили тендер на поставку трех видов поковок. По двум видам тендер выиграл наш завод. Подготовка к их производству занимает два-три месяца. Будем поставлять их вместе с колесными дисками, тем самым оптимизируя расходы по доставке. Есть планы по сотрудничеству и на отдаленное будущее. Вообще с белорусами работать легко. Добрые, спокойные люди, умеющие держать слово: если что-то пообещают, то обязательно сделают. Того же самого они ждут от партнеров по бизнесу. Хотите посмотреть на наше производство?
В цехе колесных дисков действительно есть на что посмотреть. Рождение из обычного прямоугольного стального листа совершенного в своих обводах изделия производит завораживающее впечатление. Вальцовка, роботизированная сварка шва, напоминающая новогодние бенгальские огни, неумолимость давления различных прессов, под напором которых сталь подобно пластилину или глине податливо принимает необходимые конфигурации и обрастает насечками, сращивание диска с ободом, шлифовка поверхностей, грунтовка, сушка, покраска. Последняя операция пока проводится вручную, но скоро будет работать линия автоматизированной покраски.
При этом, обещает руководство завода, сокращения персонала маляров не намечается.
- Народ в цехе работает серьезный и основательный, за плечами многих высшее образование, большой производственный стаж. Такими кадрами не разбрасываются, найдем, что им делать, - уверена Анна Ферапонтова.
К коллегам из Гомеля рабочие завода механических прессов относятся с уважением. Впрочем, такие же эмоции белорусы вызывают и у работников других алтайских предприятий.
На середину февраля барнаульцы уже закрыли 90 процентов годовой потребности белорусов в колесных дисках
- Мы с удовольствием сотрудничаем с белорусскими предприятиями, - говорит Александр Костин, председатель совета директоров ООО "Агроцентр". - С ними, конечно, приходится очень тщательно прорабатывать всю документацию. Но если уж договор заключен, белорусы будут его выполнять на 100 процентов. У их комбайнов есть два преимущества. На 84 процента они состоят из российских комплектующих (чего не скажешь про российские комбайны). И второй плюс: в Беларуси грамотно проработана система защиты качества продукции: с личными клеймами, большим отделом технического контроля и серьезным надзором со стороны госорганов. К тому же белорусы регулярно вносят улучшения в комбайны, каждый год что-то новое.
Когда мы с Анной Сергеевной уходили из цеха, в цехе шла погрузка в огромную фуру белых колесных дисков. Дорога из Барнаула до Гомеля занимает шесть дней.
Прямая речь
Вячеслав Химочка, министр промышленности и энергетики Алтайского края:
- В наших планах расширения контактов одной из самых перспективных представляется Беларусь. Возможно увеличение объемов поставок колесных дисков, производимых ООО "Барнаульский завод механических прессов", форсунок и топливных систем ООО УК "Алтайский завод прецизионных изделий", а также химической продукции и энергооборудования. Кстати, АЗПИ недавно получил от белорусских коллег предложение о выпуске топливной аппаратуры для "БелАЗов". Это очень сложно, но и весьма заманчиво. Барнаульцы вызов приняли. От Барнаула до Минска очень далеко, по трассе 4286 километров. Однако устойчивые партнерские отношения, выстроенные кооперация и торговое сотрудничество нивелируют сложности логистики.