Можно ли солдату носить бороду
На днях в официальных СМИ и телеграм-каналах разгорелась дискуссия на неожиданную тему. Как сообщил ряд источников, военнослужащим в зоне специальной военной операции начали запрещать отпускать бороды — якобы потому, что они противоречат уставу ВС РФ. «Парламентская газета» задалась вопросом — действительно ли на растительность на лице в армии наложен строгий запрет. Оказалось, все не так однозначно.
По уставу и по факту
Формально на вопрос, может ли военнослужащий носить бороду, отвечает 344-я статья Устава внутренней службы Вооруженных сил. Она содержится в главе «Охрана здоровья» и предписывает солдату «своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей». Кроме того, в этой статье упоминаются усы — они, в отличие от бороды, допускаются, но только «аккуратные, отвечающие требованиям гигиены и не мешающие использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения».
Ну вот, казалось бы, и все — усы можно, бороду нельзя. Но на деле все не так просто.
Во-первых, существует судебная практика. На сайте Западного окружного военного суда опубликована хроника дела военнослужащего Басараба Р. Б., который в 2020 году обратился в гарнизонный суд с требованием отменить приказ командира о бритье бороды. Суд требование удовлетворил, так как ответчик не смог представить доказательства того, что борода раздора нарушала требования гигиены и мешала истцу носить средства индивидуальной защиты и иное снаряжение. Кроме того, Басараб утверждал, что когда-то попал в аварию, и на лице у него остался шрам, который борода прикрывает.
Во-вторых, сами военные юристы признают, что жесткого запрета на ношение бороды в уставе все же нет.
«Все зависит от конкретного командира, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» член Военной коллегии адвокатов, кандидат юридических наук Роман Дружинин. — То же самое касается и возможных дисциплинарных взысканий — каждый конкретный случай надо рассматривать в индивидуальном порядке. Вот, например, может ли быть подвергнут взысканию солдат, который находился вне части, не имел возможности побриться, но намеревался это сделать по возвращении — а едва вернувшись, наткнулся на командира, который попенял ему на растительность на лице? Технически — может, но при обжаловании взыскания суд почти со стопроцентной вероятностью встанет на его сторону».
Да и, к слову сказать, до взыскания дело еще нужно довести. Согласно уставу, командир может дать заросшему бойцу указание побриться в установленный срок — скажем, в ближайшие двадцать минут. Если боец этого не сделает, в полномочиях командира потребовать того же самого уже в приказном порядке. А вот невыполнение уже не указания, а приказа является достаточным основанием для наказания провинившегося.
Пережитки прошлого
Другими словами, формальный запрет на бороду в армии есть, но соблюдается он далеко не всегда и не всеми. А некоторые и вовсе полагают его утратившим силу. Так, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Кожин в разговоре с «Парламентской газетой» указал на то, что в подобных случаях нужно руководствоваться не сухими положениями устава, а здравым смыслом.
«Давайте начнем с того, что изначально запрет на бороду продиктован санитарными нормами — чем меньше растительности, тем ниже вероятность развести вшей. Сейчас такой проблемы нет. Если борода каким-то образом мешает исполнению воинских обязанностей, то ее, безусловно, нужно ликвидировать, — подчеркнул сенатор. — Если нет — то человек вправе сам решать, отпускать ее или сбривать. Кроме того, надо понимать, что не у всех может быть возможность регулярно проводить санитарную обработку, мыться в бане и бриться. Особенно если мы говорим о бойцах, которые сейчас располагаются в окопах на передовой».
По словам Владимира Кожина, никакого дополнительного регулирования вопрос ношения бороды в армии не требует.