Проход по Северному морскому пути за 20 дней обеспечат три атомных ледокола
29 ноября завершится второй рейс атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть», который в эти дни уже идет в обратном направлении, из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург через порт Восточный. Загрузка составила 84%, на борту девять сотен 40-футовых контейнеров с дальневосточной рыбой и генеральные грузы.
Пока на этой линии работает один лихтеровоз-контейнеровоз – «Севморпуть». Увеличить парк контейнеровозов мешают санкции. Однако, со слов Алексея Тузова, независимого эксперта транспортной отрасли, в сегменте дизельных ледоколов уже намечено произведено полное импортозамещение, участники рынка определили план работы.
«Азиподные технологии – винторулевые колонки Azipod производства шведско-швейцарской ABB, которая решила покинуть российский рынок, заменят на конвенционные валовые линии», – говорит А. Тузов. Что касается атомных ледоколов, то они уже на 90% состоят из российских комплектующих, добавляет он. Санкции отразились на сроках строительства трех универсальных атомных ледоколов «Урал», «Якутия» и «Чукотка», но ввод их обеспечит круглогодичное судоходство по Северному морскому пути. Первый атомный ледокол-флагман «Россия» планируется ввести в эксплуатацию уже в 2027 году. Однако сама инфраструктура Севморпути нуждается в обновлении, на отдельных водных путях необходимо провести дноуглубительные работы, ранее их проводили голландские суда Van Oord и Boscalis, а также бельгийские Jan de Nul и Deme, но в 2022 году компании объявили об уходе из России.
«После ухода западных компаний в отрасли появились некоторые проблемы, например, отсутствие специальных судов для проведения работ в Арктике, на мелководье. Однако проекты по дноуглублению должны быть реализованы вовремя, так как инфраструктура Северного морского пути находится под особым контролем», – говорит А. Тузов.