Русско-турецкая, Русско-японская и Великая Отечественная. История мобилизаций в России
В России 21 сентября 2022 года объявили частичную мобилизацию в рамках спецоперации на Украине. Она не стала первой в истории. Впервые комплектовать армию посредством мобилизационных мероприятий начали в 1876 году, когда Россия готовилась защищать славянские страны от огромной Османской империи. Дальше была мобилизация во время Русско-японской войны, а после начала Первой мировой многие патриоты сами рвались на фронт. Когда Российской империи не стало, СССР удалось провести самую успешную мобилизацию и победить в Великой Отечественной войне. «Лента.ру» — о российских и советских мобилизациях.
***
Прежде чем стать знаменитым советским сказочником, Евгений Шварц успел послужить в Добровольческой армии, с которой пережил Первый Кубанский поход — знаменитый маневр, ставший отправной точкой в истории Белого движения на Юге России. В марте 1918 года он участвовал в штурме Екатеринодара (ныне Краснодар) и получил тяжелую контузию, после чего был комиссован.
После выздоровления Шварц начал работать в театре в Ростове-на-Дону. «Все события, которые разыгрывались за его стенами, занимали нас смутно, только врываясь к нам через его стены», — вспоминал писатель.
В начале 1920 года город взяли красные. Им удалось занять обширные территории от Воронежа до Северного Кавказа, казалось, что разгром белых войск неизбежен. Поэтому в Советской России решили приостановить мобилизацию в Красную армию. Через несколько месяцев, впрочем, случилось обострение в Советско-польской войне, а из Крыма началось наступление Русской армии Петра Врангеля, реорганизованной из остатков разбитых белых войск. Большевики отреагировали на изменение ситуации новой волной мобилизации. Пришли и в ростовский театр, артистов призвали идти «бить Врангеля».
На фронт его не отправили, мобилизовали в политотдел Кавказского фронта как актера. А в 1923-м уцелевший в горниле Гражданской войны молодой мужчина, умудрившийся побывать в обоих враждующих лагерях, начал писать.
Братья-славяне
Первая мобилизация произошла в стране почти за полвека до этого. В 1874 году в Российской империи вместо рекрутского набора ввели всеобщую воинскую повинность и сократили сроки службы. Это была часть военных реформ Александра II, проведением которых занимался военный министр Дмитрий Милютин. Отныне в сухопутных войсках служили шесть лет и еще девять числились в запасе. На флоте, соответственно, семь лет и три года. Для получивших образование лиц срок службы сокращался, причем в зависимости от уровня учебного заведения, которое они окончили. Как правило, действительную службу ежегодно проходили не более четверти призывников, достигших 21 года. От нее освобождались единственный сын у родителей или единственный кормилец в семье.
В 1876 году началась война Сербии и Черногории против Османской империи. На стороне сербов сражались русские добровольцы, патриоты в России были настроены помочь братьям-славянам избавиться от турецкого ига. В октябре Александр II предписал провести частичную мобилизацию 20 дивизий — первую в истории страны, если брать современное понимание этого слова. К ее началу в Русской императорской армии большая часть конницы закончила свое перевооружение, но в пехоте — лишь около десяти процентов. Призыву подлежали 254 тысячи человек, 75 процентов из них явились на призывные пункты в первые пять дней. Уклонились не более 0,5 процента.
«Осенью 1876 года мы находились только на третьем году действия общей воинской повинности и не имели еще ни одного возраста запасных, уволенного на новых началах. Запас еще образовывался досрочно уволенными солдатами, призванными по рекрутским наборам. Вследствие санитарного благополучия этот запас превосходил в 2,6 раза запас начала Восточной (Крымской — прим. «Лента.ру») войны и достигал 556 тысяч», — отмечал в своем труде "Эволюция военного искусства" военный теоретик Александр Свечин (генерал-майор царской армии, комдив Красной армии, расстрелян во время сталинских репрессий).
1 миллион 225 тысяч человек было мобилизовано за время Русско-турецкой войны
Поддержка Российской империей славян на Балканах еще более обострила ее отношения с Османской империей. В апреле 1877 года началась очередная русско-турецкая война, во время которой царь распорядился провести мобилизацию. Она проходила очень непросто, поскольку еще не закончилась реорганизация армии. Семь мобилизованных весной пехотных дивизий прибыли на театр военных действий только в конце августа 1877-го. 19 июля Александр II решил призвать еще порядка 110 тысяч человек с целью пополнить гвардейцев, гренадер и кавалерию (всего восемь дивизий). По оценке Свечина, их боеспособность была очень слабая из-за неудовлетворительного состава офицеров.
«К формированию ополченских частей в войну 1877-1878 годов прибегать не пришлось, но, несмотря на частный характер мобилизации, пришлось позаимствовать 170 тысяч ратников ополчения для мобилизации полевых частей», — уточнял он.
По всем мобилизациям за время Русско-турецкой войны было призвано 1 миллион 225 тысяч человек и взято 300 тысяч лошадей.
«Буйные толпы шатались по городу»
В начале 1904-го года на Дальнем Востоке началась Русско-японская война, вновь обнажившая проблему комплектования вооруженных сил. К началу кампании в Маньчжурии и Приамурье находилось менее 100 тысяч солдат, разбросанных небольшими группами по огромной территории. Япония же держала наготове четыре армии общей численностью свыше 350 тысяч человек. Поэтому с первых дней боевых действий, которые сначала проходили в основном на море, началась мобилизация запасников.
Из-за обострения ситуации в центральных регионах страны, что привело в итоге к революции 1905 года, правительство не рискнуло отправить на войну многие кадровые части
Проводились частичные мобилизации, при которых призыв осуществлялся выборочно по районам. По этой системе из одних уездов забирали всех запасников призывного возраста, тогда как в других, часто соседних, мобилизация вообще не проводилась. В результате частичных мобилизаций в действующую армию попало много запасных старших сроков службы в возрасте от 35 до 39 лет, которые не умели обращаться с современным оружием. При этом недавно прошедшая военную службу молодежь часто оставалась в своих деревнях.
Запасники того периода часто оказывались физически слабыми, плохо дисциплинированными и склонными к бунту.
«Закон о воинской повинности не делал различия между категориями запасных по семейному положению, что вызывало недовольство и возмущение многосемейных запасников старших сроков службы, вынужденных бросать семьи без средств к существованию. Это в немалой степени способствовало беспорядкам, принявшим при проведении частичных мобилизаций самые широкие размеры», — резюмирует в своей книге «"Белые пятна" Русско-японской войны» историк Илья Деревянко.
Изначальный настрой на «маленькую и победоносную войну» после чувствительных поражений сменился раздражением. Согласно документам тех лет, мобилизация сопровождалась буйствами, погромами винных лавок, порчей государственного имущества. В Сибири призывники грабили станции и разоряли составы, мародерствовали. Всюду царило повальное пьянство.
«Город все время жил в страхе и трепете, — рассказывал в своем сборнике "На японской войне" писатель Викентий Вересаев, который был мобилизован как врач запаса и служил в полевом госпитале в Мукдене. — Буйные толпы призванных солдат шатались по городу, грабили прохожих и разносили казенные винные лавки, они говорили: "Пущай под суд отдают — все равно помирать"».
За время войны в России провели девять частичных мобилизаций, последнюю — в начале августа 1905 года, незадолго до подписания Портсмутского мирного договора. За полтора года в действующие войска призвали из запаса чуть более 1 миллиона человек.
Первая мировая, первая всеобщая
28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии и начала артиллерийский обстрел Белграда. Реагируя на нападение на своего союзника, Россия предупредила Германию о подготовке к частичной мобилизации. Николай II, как известно, хотел избежать большой войны и обращался к германскому кайзеру Вильгельму II с требованием повлиять на австрийцев. В Берлине однако предпочли пойти другим путем. У российского императора имелось два варианта проведения мобилизации. Под давлением военного ведомства Николай II выбрал более радикальный и 30 июля распорядился приступить к всеобщей мобилизации.
Уже на следующий день в городах Российской империи появились объявления на красной бумаге о мобилизации. В то время в стране царил всеобщий патриотический подъем, проводились многотысячные манифестации с национальными знаменами, иконами и портретами государя. Народ просил защитить братьев-сербов от гнета династии Габсбургов. На таком фоне на сборные пункты явилось на 15 процентов запасников больше запланированного. В ходе мобилизации призывались все нижние чины и ратники государственного ополчения (примерно соответствует рядовому запаса).
Мобилизация проводилась поэтапно, сначала призвали молодежь с хорошей военной подготовкой, в каждой следующей волне на фронт уходили люди предыдущего года рождения. До конца 1914 года Российскую императорскую армию пополнили ратники первого разряда 1907-1914 годов призыва, по разным причинам не проходившие военную службу.
Вопросами комплектования войск занималось военное ведомство, а оповещением, сбором и доставкой призванных на сборный пункт уездного воинского начальника — уездная земская управа и волостные правления с привлечением для этой работы и полицейских чинов.
Телеграмма об очередном отмобилизовании из штаба Московского военного округа поступала в адрес уездного воинского начальника, который доводил до сведения уездной земской управы требования о количестве и сроках отправки ратников с указанием возраста и годности к военной службе. Наряд распределялся по волостям с учетом имевшихся ресурсов, после чего уездная земская управа рассылала наряды на отправку ратников и поставку подвод для их перевозки. Мобилизованным предоставлялось трое суток на обустройство домашних дел.
В мобилизационном плане имелось несколько вариантов доставки военных в зависимости от состояния дорог. Так, при распутице на доставку отводилось шесть дней.
12 февраля 1915 года Николай II учредил медаль «За труды по мобилизации 1914 года». Только монетный двор в Петрограде отчеканил не менее 50 тысяч таких наград, этим же занимались и частные компании
Во второй год войны стали призывать ратников II разряда, к которым относились освобожденные от военной службы по семейному положению или состоянию здоровья. Мировая война затягивалась, требуя все новых пополнений от всех сторон конфликта. В июне 1916 года под мобилизацию в Российской Империи попали уже самые старшие возраста I разряда 1896-1893 годов призыва, то есть мужчины в возрасте от 39 до 43 лет, а также ратники II разряда в возрасте 33-35 лет. Еще позже начали призывать негодных к военной службе в мирное время и уволенных в запас после ранений (предельный возраст для призыва в действующую армию в период Первой мировой войны остановился на отметке 43 года, в Гражданскую его подняли до 45 лет, а в Великую Отечественную — до 50).
В мирное время численность Русской императорской армии (РИА) составляла чуть менее 1,5 миллиона человек.
Всего во время Первой мировой, по данным известного военного историка Андрея Зайончковского (генерал РИА, в 1918-м вступил в РККА), мобилизовали 15,8 миллиона человек.
«Для отражения обнаглевшей контрреволюции»
29 мая 1918 года ВЦИК РСФСР под председательством Якова Свердлова выпустил постановление о переходе к всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян в Красную армию. Решение объяснялось необходимостью борьбы за хлеб и «отражения обнаглевшей на почве голода контрреволюции как внутренней, так и внешней».
«Необходимо безотлагательно перейти к принудительному набору одного или нескольких возрастов, — сообщалось в документе. — Ввиду сложности дела и трудности его одновременного проведения на всю территорию страны, представляется необходимым начать, с одной стороны, с наиболее угрожаемых областей, с другой стороны, с главных центров рабочего движения».
Начать набор решили с Москвы, Петрограда, Дона и Кубани.
В 1919 году большевики для защиты «завоеваний революции» перешли к еще более массовой мобилизации крестьян. Те ответили восстаниями, в одной центральной части страны произошло около 250 выступлений. Тем не менее только в Рязанской области в период Гражданской войны мобилизовали в Красную армию почти 190 тысяч человек.
Активно пополняли свои войска за счет мобилизованных и белые. В том же 1919-м в Сибири и на Урале проходила мобилизация в армию Александра Колчака. Уклонились около 25 процентов. В ходе отступления колчаковских войск большая часть мобилизованных крестьян, проходя через родные края, дезертировала.
Последнюю мобилизацию Гражданской войны, по крайней мере на Юге России, провел в сентябре 1920-го в Крыму главнокомандующий белой Русской армией Петр Врангель. Людские резервы полуострова были к тому времени крайне ограничены, а потому привлеченные на службу несколько тысяч человек не смогли помочь белым удержать Крым в своих руках.
«Получателю повестки требовалось остричь голову наголо»
После нападения нацистской Германии на Советский Союз Президиум Верховного Совета объявил мобилизацию военнообязанных. Она началась 23 июня 1941 года. Под призыв подпадали 14 возрастов (1905-1918 годы рождения) в 14 военных округах из 17.
Первая волна мобилизации продлилась семь суток. В отличие от других случаев, многие люди стремились на фронт добровольно и буквально рвались в военкоматы. Позже добровольцев начали отбирать в части, служба в которых была сопряжена с особым риском. Особенно ценились спортсмены, из числа которых райкомы комсомола набирали десантников, лыжников и летчиков. Известны многочисленные случаи, когда призывники приписывали себе год или даже несколько лет, лишь бы попасть в Красную армию. Уклонистов было заметно меньше, чем раньше
«В городах повестку из военкомата военнообязанным и призывникам приносили на дом, в деревнях — в сельсовет, — отмечает в своей статье полковник в отставке Юрий Аквилянов. — В повестке предписывалось: администрации предприятия немедленно освободить призывника от работы и выдать деньги на две недели вперед. Получателю повестки требовалось остричь голову наголо, иметь с собой документы и продукты, громоздких вещей не брать. За опоздание или неявку предусматривалась строгая ответственность».
Масштабы мобилизации поражали. К 1 июля 1941 года в войска призвали более 5,35 миллиона военнообязанных, из них свыше 505 тысяч офицеров запаса. При этом вся РККА к 22 июня 1941 года насчитывала 5,4 миллиона человек — мобилизация фактически удвоила численность вооруженных сил СССР. Добиться подобных результатов удалось благодаря отработке войсковой мобилизации в 1939-1940 годах, когда в стране развертывалось большое количество новых соединений и воинских частей.
Будущему успеху мобилизации в немалой степени способствовала скрытая мобилизация, проведенная в мае — первой половине июня 1941-го под видом больших учебных сборов. То есть к началу всеобщей мобилизации в связи с внешней агрессией советские военкоматы уже имели определенный опыт проведения необходимых мероприятий.
12-14 июля 1941 года началась вторая волна мобилизации. А в третьей волне были призваны остатки возрастов — 1905-1918 годов рождения, включая необученных, и впервые — военнообязанные второго разряда запаса 1895–1904 годов рождения. Причем более половины из них требовалось заново обучать военному делу. Таким способом к концу 1941-го года удалось мобилизовать более 14 миллионов человек. Сразу на фронт из них отправились примерно 2,26 миллиона. Остальные освежали свои навыки, ждали формирования новых частей, несли службу в тылу.
К началу 1942-го призывали уже мужчин 1923-1925 годов рождения. В 1943-1944 годах в РККА мобилизовывали мужское население освобожденных от фашистов территорий. Как вспоминал Никита Хрущев, «эти люди в своем большинстве с пониманием относились к выполнению гражданского долга, и их не приходилось особенно уговаривать идти драться с гитлеровской Германией». Всего же за годы Великой Отечественной войны призвали 34,5 миллиона человек.