Войти в почту

Новый вид тайны и «бонусы» для досудебщиков в деле генерала Арсланова

Процесс по делу бывшего замначальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковника Халила Арсланова и двух его предполагаемых соучастников пройдет в закрытом режиме. Такое решение принял 17 июня 235-й гарнизонный военный суд по ходатайству Главной военной прокуратуры. Свою просьбу представители гособвинения мотивировали появлением в законе летом прошлого года нового вида тайны — служебной тайны в области обороны.

Новый вид тайны и «бонусы» для досудебщиков в деле генерала Арсланова
© BFM.RU

Ожидалось, что 17 июня судья Илья Романенков приступит к рассмотрению дела по существу. В ходе него прокуроры (в деле участвуют четверо гособвинителей во главе с Юрием Хализовым, известным по делу бывшей военной чиновницы Евгении Васильевой) озвучат обвинительное заключение. Однако до этого так и не дошло: на протяжении нескольких часов судье пришлось рассматривать различные ходатайства прокуратуры.

В частности, гособвинители представили уточненный иск замгенпрокурора Юрия Пономарева, заявленный в интересах Минобороны. В рамках него Пономарев просил взыскать с троих подсудимых — Халина Арсланова, Павла Кутахова и Игоря Яковлева — в солидарном порядке 1 млрд 419 млн рублей в счет возмещения ущерба.

«Бонусы» для досудебщиков

Это вызвало бурное возмущение со стороны защиты, главным образом адвоката Арсланова Антона Антонова. Тот заметил, что иск уже ранее был заявлен по делу, вот только соответчиками по нему проходили еще несколько человек. В дальнейшем они признали вину и заключили со следствием досудебные соглашения о сотрудничестве. «Раз следствие вменяет подсудимым совершение преступлений группой лиц, то на каком основании остальных просят освободить от материальной ответственности?» — спросил адвокат и сам же ответил на вопрос. Он заявил, что «освобождение от иска» стало для досудебщиков дополнительным «бонусом» за признание ими вины.

Однако судья уточненный иск принял, признав подсудимых гражданскими соответчиками. Двое из них — бывший начальник управления заказов по совершенствованию технической основы системы управления ВС РФ полковник Павел Кутахов и экс-сотрудник военной приемки Игорь Яковлев — выслушали принятое решение, сидя за столом рядом со своими адвокатами. Они находятся под подпиской о невыезде, в отличие от генерала Арсланова. Первоначально ему также была избрана аналогичная мера пресечения, однако 7 февраля 2022 года суд заключил генерала под стражу, после того как тот, по мнению следствия, стал давить на других фигурантов и свидетелей.

Новый вид тайны

Следующее ходатайство прокуроров также не встретило понимания у защиты: гособвинитель Юрий Хализов попросил закрыть процесс. Он заявил, что в июне 2021 года в законе появился новый вид тайны — служебная тайна в области обороны. «Обстоятельства, подпадающие под это понятие, изложены как в материалах дела, так и в обвинительном заключении», — сказал прокурор. Представители Минобороны против слушания дела при закрытых дверях не возражали. Однако защита выступила против, считая, что для этого нет оснований, а общественность должна знать, «как все было». Адвокаты возразили, что новый вид тайны может определить лишь комиссия Минобороны, а не суд и не прокурор. Они предложили при необходимости закрыть лишь отдельные заседания.

Но суд ходатайство удовлетворил. После чего процесс отложили на 24 июня. Предполагается, что в этот день прокуроры все же огласят обвинительное заключение, а подсудимые выскажут свое отношение к нему. В ходе следствия никто из них вину не признал.

Следствие полагает, что Арсланов, Кутахов и Яковлев в период с декабря 2013 года по 22 марта 2018 года в Москве в составе организованной группы, в которую входили еще несколько военных чиновников и предпринимателей, «с использование служебного положения путем обмана и злоупотребления доверием должностных лиц Минобороны» совершили хищение денежных средств из федерального бюджета в размере 1 млрд 618 млн рублей. Деньги были выделены на программу цифровизации Вооруженных сил РФ, оснащение объектов Минобороны цифровым телекоммуникационным оборудованием в рамках пяти госконтрактов.

Они предполагали закупку маршрутизаторов, а также другой военной техники, проводов и прочих расходных материалов. Следствие считает, что закупка оборудования и оплата работ производились по завышенной стоимости. Разницу от фактической цены фигуранты присваивали, считает СК.

В рамках одного из пяти контрактов, по версии следствия, был украден 191 млн рублей из почти 250 млн рублей. Они были выделены АО «Воентелеком» в рамках Комплекса работ по авторскому надзору центров мониторинга и управления сетью систем мониторинга спутников связи. Однако ущерб по этому эпизоду считается погашенным, так как компания АО «Воентелеком» в итоге вернула весь выплаченный ей аванс на сумму 199 млн рублей.

Именно этим объясняется и заявленный к подсудимым иск на сумму 1 млрд 419 млн рублей. Действия фигурантов следствие трактовало как мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

Арсланову помимо этого инкриминируется получение взятки в 2016 году (ч. 6 ст. 290 УК) в размере 12 млн рублей от бывшего директора ярославского радиозавода Сергея Якушева за то, чтобы его предприятие привлекли к производству радиостанций шестого поколения «Азарт-П1», а также в обмен на обещание об участии в других выгодных контрактах.

Ранее в ходе следствия Арсланову вменялось хищение 6,5 млрд рублей при реализации в 2015-2018 годах госконтракта на закупку для войск этих радиостанций. Однако позже данный эпизод был выделен в отдельное производство.

Признавшие вину

Пятеро других фигурантов дела предпочли заключить сделку со следствием. Трое из них — бывший начальник 1-го управления Главного управления связи (ГУС) Минобороны РФ, генерал-майор Александр Оглоблин, экс-советник руководителя АО «Воентелеком» Дмитрий Семилетов и заместитель гендиректотра этого предприятия Олег Савицкий — уже были осуждены различными судами, получив соответственно четыре с половиной, четыре, а также четыре года и два месяца лишения свободы.

Дело в отношении бывшего гендиректора «Воентелекома» Александра Давыдова и гендиректора ООО «Эрсиай» Татьяны Ильиной Мещанский суд Москвы рассмотрит в особом порядке 29 и 30 июня.

Досудебное соглашение о сотрудничестве на следствии заключил, но потом расторг и Павел Кутахов. В итоге он выразил несогласие с тем, что ему вменяют подписание протоколов согласования цен по нескольким контрактам, которые содержали «заведомо недостоверные сведения о стоимости поставляемой продукции». Кутахов заявил, что поставил подпись лишь после Департамента аудита госконтрактов, который и определял закупочные цены для Минобороны.

Халил Арсланов же утверждал, что ни одного документа, связанного с госконтрактами, он вообще не подписывал и решение по их оплате не принимал.