«Ъ»: Расследователи не будут публиковать отчет о причинах крушения Ил-112В в Кубинке
Комиссия Минпромторга по расследованию причин крушения военно-транспортного самолета Ил-112В в подмосковной Кубинке не станет публиковать отчет о проделанной работе. Формально документ не будет обнародован из-за того, что разбившееся судно было экспериментальным, поэтому комиссия подчиняется требованиям Минобороны, а не Международной организации гражданской авиации, которая требует от независимых расследователей регулярно публиковать отчеты. Еще одна причина отказа от обнародования данных в том, что эксперты просто не назвали причины катастрофы. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник.
По словам собеседника издания, комиссия распределила ответственность за произошедшее на всех участников проекта Ил-112В, в том числе на погибший экипаж. Как ранее сообщал «Ъ», аварию спровоцировал отказ правого двигателя ТВ7-117СТ, произведенного АО «ОДК Климов». Нарушение газодинамической устойчивости силовой установки, которое сопровождалось взрывами топливо-воздушной смеси, привело к обрыву лопаток турбины и разрушению расположенных рядом топливопроводов. Возник мощный пожар, огонь перекинулся из гондолы правого двигателя в полость крыла, и пламя за несколько секунд расплавило удерживающие элероны и закрылки, созданные ПАО «Воронежское объединенное авиастроительное общество» (ВАСО).
Эксперты комиссии также пришли к выводу, что действия экипажа — заслуженного летчика-испытателя, Героя России Николая Куимова, летчика-испытателя первого класса Дмитрия Комарова и бортинженера-испытателя первого класса Николая Хлудеева — были абсолютно профессиональными. Другой вопрос, на которой должна была ответить комиссия, касался возможных ошибок экипажа при тушении пожара на борту.
Специалисты установили, что в программу испытаний Ил-112В 17 августа 2021 года был заложен очень сложный и опасный для нового самолета маневр — уход на второй круг после неудавшейся посадки с одним работающим двигателем. Экипаж начал снижение для подготовки к выполнению этого элемента, в это время на борту возник пожар. В автоматическом режиме сработала так называемая первая очередь системы пожаротушения, в кабине пилотов активировалась звуковая и световая сигнализация о происшествии. Подача первой порции огнегасящей смеси в гондолу правого двигателя не устранила возгорание, и экипажу нужно было справляться с огнем в ручном режиме.
Для активации второй очереди системы пожаротушения экипажу следовало отключить и заново включить ее, чтобы убедиться, что огонь не ликвидирован, активировать распределительное устройство, направляющее инертный газ из баллонов-огнетушителей к месту возгорания, дистанционно взорвать пиропатроны, открывающие выход смеси. Всего члены экипажа должны были совершить пять действий, установила комиссия. Проблема для экипажа была в том, что в момент активации первой очереди пожаротушения самолет был всего в 7-10 метрах от земли. В это время экипаж готовился к посадке, однако из-за пожара стал уводить воздушное судно на второй круг. При этом до обрыва тяги, потери управления и ухода самолета в неконтролируемый правый крен оставалось всего пять секунд.
Во время расследования один из участников комиссии попытался воспроизвести действия летчиков в последние секунды, применив «тренажерную» кабину Ил-112B. Эксперимент показал, что для подачи второй порции огнегасящей смеси экипажу требовалось не менее 40 секунд. Если бы это и произошло, очередной вброс смеси не спас бы самолет, у которого к тому моменту горело все правое крыло.
Из-за задержки в тушении пожара один из членов комиссии усомнился в компетентности погибшего экипажа. Остальные эксперты не согласились с его позицией, но мнение специалиста было отражено в итоговом отчете.
По словам экспертов, устанавливать ответственность за трагедию должны не они, а Следственный комитет России (СКР). Западное межрегиональное следственное управление СКР еще ведет уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
В Минпромторге не стали опровергать или подтверждать информацию «Ъ». В ведомстве заявили, что комиссия не выявляет ответственных за катастрофу и не назначает ее виновников. Ее задача — выявить причины трагедии и создать рекомендации, чтобы предотвратить подобные аварии в будущем, сказали в Минпромторге.
]]>