Войти в почту

Протоирей Андрей Канев: «Их задача не вести в атаку, их задача помогать»

Военное духовенство в статусе помощников командиров по работе с верующими военнослужащими возродились в российской армии не так давно. Восстановление института военных священнослужителей вызвало много вопросов в различных слоях населения. О том, зачем в армии нужны представители духовенства и то, как они работают во взаимодействии с помощниками командиров по военно-политической работе и войсковыми психологами корреспонденту ИА «Уральский меридиан» рассказал помощник начальника отделения по работе с верующими военнослужащими военно-политического управления ЦВО протоиерей Андрей Канев.

протоиерей Андрей Канев
«Возрождение штатного военного духовенства в армии началось относительно недавно. В 2009 году Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о возрождении института военного духовенства. За 2 года была разработана структура военного управления, которая существует до сих пор. С 2011 года в военных округах появляется отделение по работе с верующими военнослужащими. Начиналось все с 4 штатных священнослужителей, сейчас по штату 32 человека», – рассказывает отец Андрей Канев.

Процент бывших военнослужащих среди священников небольшой, но это для работы войсковых священнослужителей не принципиально. Работа, которой они занимаются это военная работа, а духовная. Их задача не вести солдат и офицеров в атаку, их задача помочь и поддержать когда это необходимо.

«В нашей армии есть подготовка войсковых священников. В Военном Университете МО РФ дважды в год проходят курсы переподготовки должностных лиц по работе с верующими военнослужащими. Эту подготовку проходят все священнослужители, которые поступают на штатные должности в войска», – рассказывает протоиерей Андрей Канев.

Не всегда нововведения пользуются популярностью сразу. Так и войсковым священнослужителям некоторое время понадобилось, чтобы стать единым целым с армейским организмом. Вопреки тому, что армия и церковь много веков взаимодействовали друг с другом, современным командирам и их подчиненным было трудно понять, зачем и куда « приспособить» представителей военного духовенства. Да и сами религиозные обряды пришлось несколько реорганизовать. Все-таки в армии нет отдельно выделенного времени для молитвы, но возможность подстроить свой график под планы боевой подготовки для священника возможно.

«Подготовка к причастию, например, в церкви это, говоря военным языком, одно мероприятие. С вечера идет вечернее богослужение, исповедь, а затем на утро совершается таинство причастия. И это все одно целое. В войсках нередко получалось так, что вот приведет командир солдат вечером на исповедь, а утром, когда совершается таинство причастия, приводят других. У командира это два мероприятия», – с улыбкой продолжает беседу отец Андрей Канев.

Протоирей также добавляет, что со временем был выработан четкий механизм взаимодействия, командиры нашли «применение» своим помощникам, а представители духовенства смогли приспособиться к армейскому режиму, бывать с войсками на учениях и в горячих точках.

В рядах Вооруженных Сил Российской Федерации служат солдаты и офицеры разных религиозных конфессий, однако, история России, история побед у них все-таки одна. В дни воинской славы священнослужители проводят беседы с военнослужащими, где рассказывают о людях, внесших весомый вклад в историю нашего Отечества.

Вообще надо отметить, представители военного духовенства не пытаются навязать свою религию военнослужащим, при этом готовы помочь человеку вне зависимости от его религиозных предпочтений.

«Военнослужащий, который исповедует ислам, может спокойно обратится к православному священнику. Например, чтобы организовать встречу с представителем его религии. В таком случае помощник командира по работе с верующими военнослужащими выступает связующим звеном между муллой, военнослужащим и командованием части. Священник помогает преодолеть все эти барьеры, прийти к компромиссу», – отмечает протоиерей Андрей Канев.

Уже много лет в армии функционирует еще одна структура – военная психология, которая помогает солдатам и офицерам преодолевать возникающие трудности.

«Солдат должен понимать, что, обратившись к священнику он получит помощь и поддержку. Таких примеров очень много. Военный священнослужитель не выступает в качестве конкурента психологу, наоборот в совместном труде психолога и священника, каждого на своем направлении, много пользы для армии», – рассказывает отец Андрей.

В завершение он отметил, что военным духовенством ЦВО была разработана методика, в рамках которой было регламентировано все: начиная от того сколько и в какое время священнослужители приходят к военнослужащим, заканчивая их взаимодействием с заместителями командиров по военно-политической подготовке и военными психологами.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.

Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»