«Замаскировали и вывели». Кто ещё мог остаться на «Азовстали»?
За минувшие трое суток из «Азовстали» вышли почти 1 тысяча военнослужащих Украины. Среди них бойцы полка Нацгвардии «Азов», пограничники, морпехи, медики.
Первыми подземные укрытия предприятия покинули раненые. Тех, кто не был способен передвигаться, вынесли на носилках.
На распространённых в СМИ и соцсетях кадрах видно, что у некоторых военнослужащих были ампутированы конечности. Очевидно, что эти операции проводились на «Азовстали». Врачи, которые находились вместе с «азовцами», говорят, что возможностей оказывать нормальную медпомощь у них не было.
Впрочем, большая часть сдавшихся в плен были вполне боеспособными. Другое дело, что сопротивление для них стало бессмысленным из-за нехватки воды, боеприпасов, отсутствия надежды на прорыв и деблокаду извне.
Стоит отметить гуманное отношение к сдавшимся в плен. Благодаря этому Россия и ДНР формируют не только хорошую «картинку» для международного сообщества. Самое главное — это демонстрация другим военнослужащих Украины того, что в плену априори лучше и безопаснее, чем на передовой.
Всех вышедших из «Азовстали» ожидают допросы. Уже сейчас военнослужащих, способных передвигаться самостоятельно, доставляют в СИЗО города Еленовка. Как заявил глава ДНР Денис Пушилин, «азовцев» будут судить, пояснив, что для нацистских преступников будет организован «трибунал».
Украинские власти ожидают обмена военнослужащих. При этом Киев в принципе не признаёт факт пленения, называя сдачу «азовцев» «эвакуацией», которая якобы проходит под контролем украинской разведки и «Красного креста».
Насколько согласованы заявления Владимира Зеленского с Москвой, пока не слишком понятно. Скорее всего, киевский режим попросту стремится сохранить лицо. Тем более украинская пропаганда сделала многонедельную осаду «Азовстали» символом стойкости украинского солдата и его способности к длительному сопротивлению даже в полном окружении.
«Ценные свидетели»
Сейчас говорить о полной капитуляции гарнизона» «Азовстали» нельзя. Данные о количестве и составе находящихся там людей всегда были неточными. Например, изначально в РФ и ДНР утверждали, что на предприятии якобы нет гражданских, однако в начале мая украинские военные отпустили оттуда более 120 мирных жителей.
Точное количество бойцов, укрывшихся на «Азовстали», судя по всему, никто не знает. В бункерах предприятия должны ещё находиться командир «Азова» подполковник Денис Прокопенко и другие офицеры — лейтенант Станислав Паламар, полковник Денис Шлега, командир 105-го батальона территориальной обороны полковник Евгений Фоменко, командир 23-го отряда морской охраны капитан 1-го ранга Николай Сыринский, майор Сергей Волына.
С большой вероятностью это далеко не полный перечень военнослужащих Украины, которые по-прежнему не сдались в плен. В интервью порталу «Украина.ру» командир бригады «Восток» Александр Ходаковский заявил, что ситуация с командным составом «гарнизона» «Азовстали» и другими украинскими военными остаётся неясной.
«Может быть, где-то там они сейчас «замуровались» и ждут, пока все рассосётся, а через два года выйдут. У них запас консервов и воды есть. Так что я не удивлюсь такому ходу дальнейших событий… А сколько «азовцев» вышло, сколько осталось — тут надо понимать, кто из сдавшихся в плен «азовцы»? Они не выходят с клеймом на лбу «азовец», — сказал Ходаковский.
Командир бригады «Восток» не исключает, что в тот или иной период времени командиров «Азова» могли вывести из подземелья предприятия.
«Может быть, их как-то по каким-то соображениям замаскировали и вывели, так как они являются ценными свидетелями. Может быть, их не было там вообще. Мы их не видели. Конкретно на нашем участке мы не смогли их идентифицировать», — подчеркнул Ходаковский.
По-прежнему неясной остаётся ситуация с иностранцами, которые тоже воевали в рядах «гарнизона» Мариуполя и потом отошли на «Азовсталь». В апреле российские военкоры сообщали, что на предприятии находятся десятки военных из стран НАТО, включая некоего французского генерала (позже выяснилось, что этот человек является отставным генералом).
Ещё одним высокопоставленным офицером из числа «защитников» Мариуполя зарубежные СМИ называют Тревора Кадьё, канадского генерал-лейтенанта в отставке, бывшего директора Стратегического объединённого штаба ВС Канады. Также сообщалось о присутствии на «Азовстали» граждан США, Великобритании, Германии и Польши.
Часть иностранцев, занимавших ранее высокопоставленные армейские должности, видимо, выполняли в Мариуполе функции военных советников, давали рекомендации о том, как укрепить город в инженерном отношении, где оборудовать огневые позиции, как лучше маневрировать и управлять войсками.
Другая часть взявших оружие зарубежных граждан, по всей видимости, были инструкторами и непосредственно выполняли боевые задачи. Не секрет, что после начала спецоперации на Украину отправились множество «добровольцев», бойцов западных ЧВК и отставников.
Почти все эти люди так или иначе выполняли распоряжения своих правительств по поддержке украинских ВС, а значит потворствовали противнику, де-факто воевали против наших войск. Разумно и справедливо, чтобы деятельность иностранцев была тщательно расследована, а по итогам следствия и суда они бы понесли наказание в соответствии с уголовным законодательством РФ и ДНР.
Однако российские власти вновь затеяли игру в молчанку. На официальном уровне по-прежнему отсутствуют комментарии о присутствии иностранцев на «Азовстали» или сдаче их в плен.
Напомним, что ранее провести эвакуацию «людей» из Мариуполя порывался французский президент Эммануэль Макрон и лидеры других стран НАТО. Очевидно, что больше всего они беспокоились за судьбу своих граждан, а не украинцев.
О вывозе с «Азовстали» граждан зарубежных стран до 16 мая, то есть начала процесса сдачи в плен, на сегодняшний день не сообщалось. Логично предположить, что, если действительно они не были «эвакуированы», то были убиты, либо продолжают находиться в бункерах комбината.
Час Х
Судьба иностранцев и пленных «азовцев» — новое испытание на решительность для российской власти, которая за время спецоперации неоднократно проявляла необъяснимую уступчивость, снисходительность и соглашательство. Такое поведение противник воспринимал как слабость.
Речь не идёт об обязательном поголовном лишении свободы всех, кто вышел наружу из подземелья «Азовстали». В числе сдавшихся есть, например, медики, которые выполняли клятву Гиппократа.
Наверняка есть бойцы, ни разу не стрелявшие и не по своей воле вообще оказавшиеся в гуще боевых действий.
Людей, на которых нет крови, разумно обменять на военнослужащих РФ и ДНР, а из иностранцев, прибывших из стран НАТО и неповинных в смертях, можно сформировать своеобразный «фонд обмена» на россиян. Остальных, тех, кто убивал гражданских и наших военных, необходимо предать суду.
Однако решения этих вопросов должны быть публичными. Необходимо выложить списки всех сдавшихся в плен, в том числе иностранцев, и в ежедневном режиме отчитываться о следственных действиях над ними. Иная политика нашего государства будет предательством по отношению к тем, кто проливал кровь за освобождение Мариуполя и терпел в подвалах постоянные обстрелы украинских войск.