Украина отказывается от призыва. Чем это обернётся для ВСУ?

В ближайшее время Украина должна отказаться от призывной системы комплектования армии.

Украина отказывается от призыва. Чем это обернётся для ВСУ?
© Русская Планета

Соответствующее распоряжение (указ №36/2022) дал правительству Украины президент Владимир Зеленский. Служба солдат-срочников должна полностью прекратиться к 1 января 2024 года.

«Этот указ — старт перехода Украины к профессиональной армии. Этот указ — не потому, что «скоро война». Это я говорю всем. Этот указ для того, чтобы скоро и в дальнейшем был мир — мир в Украине», — заявил Зеленский на торжественном открытии седьмой сессии Верховной Рады IX созыва.

Наряду с этим украинский президент пообещал увеличить денежное довольствие военнослужащих и нарастить численность армии на 100 тыс. человек, сформировав 20 новых бригад.

Назад в 1980-е

В тексте указа №36/2022 нет упоминания об аналогичных мерах для Нацгвардии (НГУ), хотя именно трагедия в этих войсках послужила поводом для отказа от призывной системы в армии.

Напомним, в Днепропетровске в ночь на 27 января солдат срочной службы одного из подразделений Нацгвардии, охраняющего предприятие «Южмаш», Артемий Рябчук открыл огонь по своим сослуживцам. В результате стрельбы погибли четверо военнослужащих и одна девушка-оператор, которая докладывала об обстановке на заводе.

Рябчук с автоматом в руках скрылся с места происшествия, но затем попросил гражданских вызвать правоохранителей. После инцидента в отставку ушёл командующий Нацгвардией Николай Балан. Его место занял генерал-лейтенант Юрий Лебедь.

По информации украинских СМИ, причиной расстрела сослуживцев послужила жёсткая форма дедовщины в отношении Рябчука. Солдат подвергался издевательствам, избиениям и вымогательствам денег.

Учитывая, что трагедия произошла в крупном городе и на одном из жемчужин украинского оборонпрома, можно предположить, что ситуация с неуставными отношениями в Нацгвардии и ВСУ близка к тому, что происходило в советской армии в 1980-е годы.

«Большая часть солдат-срочников до призыва обычно трудоустроены, а предприятия, откуда ушли служить молодые люди, по закону обязаны выплачивать им средний размер зарплаты за все время службы. Деньги им перечисляют на карточки. Накопления солдат срочной службы давно стали дополнительным заработком «отцов-командиров» многих частей НГУ», — пишет издание «СТРАНА».

Предыдущая громкая трагедия в Нацгвардии произошла в 2018 году. 19-летний солдат Мансур Вержаковский был найден застреленным. Следствие пришло к выводу, что он совершил самоубийство, отказавшись обращать внимание на ряд нестыковок. В частности, автомат жертвы был обнаружен без крышки спускового механизма, а сам Вержаковский лежал со следами побоев.

Несмотря на обращения отца погибшего в органы прокуратуры, дело с мёртвой точки не сдвинулось. Таким образом наверху дали понять, что не собираются заниматься проблемами дедовщины. К тому же случай с Вержаковским не был настолько резонансным, как расстрел, который совершил Рябчук.

Ситуация с дедовщиной в украинской армии вряд ли чем-то лучше той, что сложилась в НГУ. Из опыта РФ и стран-членов НАТО следует, что бороться с неуставными отношениями можно посредством гуманизации службы, улучшением качества сержантского состава, усилением мер общественного и государственного контроля, формированием военной полиции.

Однако наиболее эффективный способ, заметно снижающий уровень дедовщины, заключается в сокращении срока срочной службы и переводе армии на контрактную основу. Именно так удалось значительно снизить количество вопиющих инцидентов с неуставными отношениями в ВС РФ, хотя проблема полностью не исчезла (особенно в дальних гарнизонах), что подтверждает инцидент с Рамилем Шамсутдиновым в Забайкалье (в 2019 году из-за издевательств он расстрелял восемь человек).

Латание кадровых дыр

Сейчас гражданин Украины в возрасте до 27 лет без высшего образования служит 18 месяцев, с высшим — 12 месяцев. Судя по статистике, особой охоты украинская молодёжь идти в военкоматы не проявляет. Как и в России до недавнего времени, многие пытаются «откосить» и побыстрее уехать на заработки за рубеж.

И это, несмотря на мощнейшую пропаганду государства и СМИ, направленную на поднятие авторитета армейской службы. Видимо, «гагугленная» молодёжь Украины начиталась в Интернете историй об издевательствах, не стремится отвоёвывать у РФ потерянные территории, да и не видит смысла в том, чтобы терять время «на долг родине».

Необходимо откровенно сказать, что за год профессионального бойца подготовить нереально. Государство, которое реально заинтересовано в укреплении обороноспособности, вводит различные экономические стимулы с целью удержания солдат на службе в течение как минимум трёх лет (в данном случае Россия в пример не приводится).

В текущих социальных и экономических условиях престиж срочной службы киевским властям не спасти. В связи с этим указ №36/2022 выглядит разумной мерой. Правда, она должна быть в обязательном порядке распространена и на Нацгвардию.

Стоит напомнить, что в планах Киева уже значился отказ от армейского призыва, однако эту меру, инициированную при Викторе Януковиче, отменили почти сразу после госпереворота. До Майдана военные реформы на Украине сводились к появлению небольших по численности ВСУ, но с достаточно высоким уровнем технического оснащения.

Установившийся в 2014 году антироссийский курс неизбежно требует от Киева содержания большой армии. На сегодняшний день её численность (без учёта НГУ) составляет около 250 тысяч человек, половина из которых развёрнута вблизи Донбасса.

100 тысяч новобранцев, которые должны прийти в ВСУ, это как раз численность срочников, которые больше не будут служить. Но найти и обучить такое количество контрактников к 2024 году — практически невыполнимая задача даже для крупных военных держав.

Вся эта ватага должна получить более качественное обмундирование и пройти подготовку перед тем, как сможет заступить на боевое дежурство. Зеленский подчёркивает, что переход на контрактную основу должен быть постепенным, но на самом деле для набора 100 тысяч человек менее чем за два года нужны радикальные и экстренные меры.

Скорее всего, украинские военкоматы и командование частей будут «обрабатывать» тех же призывников, вынуждая их подписать контракт, причём, как следует из указа президента, срок службы будет значительно увеличен. Ни мотивации, ни ответственности от подобного рода солдат ожидать не стоит. Скорее всего, такие «рекруты» будут служить ещё хуже срочников, и латание кадровых дыр может только усугубить ситуацию с неуставными отношениями.

Единственное адекватное объяснение грядущему набору 100 тысяч новых солдат — это выборы президента, которые состоятся в апреле 2024 года. Зеленский, видимо, рассчитывает пойти на второй срок и сделать армейскую реформу важной составляющей своего пиара, особенно среди молодёжи.

Однако велика вероятность, что она с треском провалиться. Иного пути, как жёсткая вербовка в армию, у Киева попросту нет. На текущий момент укомплектованность ВСУ составляет в 50-60% от необходимого минимума. Данные цифры озвучил бывший первый заместитель командующего Силами специальных операций ВСУ Сергей Кривонос в эфире телеканала «Апостроф» 1 февраля.

По словам бывшего военачальника, за пять лет (после окончания «горячей фазы» конфликта в Донбассе) из ВСУ уволились 130 тысяч человек, но, по официальной информации, численность военнослужащих не сократилась и даже возросла. По этой причине Кривонос делает вывод, что публикуемая статистика противоречит реальному положению дел.