Куба далека? Куба рядом! Карибский кризис грозит продолжением 2022
США с площадки стран-членов НАТО обкладывает Россию со стороны Европы «красными флажками» – ударными вооружениями, системами ПРО, стягивает воинские контингенты. Враг у ворот – это уже не образное выражение, а констатация факта. Может ли Россия аналогичным образом подобраться к заокеанскому Вашингтону на расстояние прямого выстрела? Может! Разместив свои вооружения на Кубе и в Венесуэле.
Подобную возможность не то чтобы озвучил, но обозначил замглавы МИД России Сергей Рябков. Он не стал комментировать возможность появления российских военных баз в Венесуэле и на Кубе. «Я не хочу ничего ни подтверждать, ничего исключать здесь тоже не буду», – заявил Рябков в интервью российскому телеканалу RTV1. А ещё в декабре прошлого года дипломат предположил, что отношения с США могут дойти до ситуации, схожей с Карибским кризисом 1962 года.
Тогда Советский Союз тайно перебросил на Остров Свободы, в непосредственной близости от побережья США, свои ядерные баллистические и тактические ракеты. Это было ответом Москвы на размещение в 1962 году в Турции американских ракет средней дальности «Юпитер», в зоне поражения которых могли оказаться многие советские города.
Кризис разрешился демонтажем советских ракет, а США сняли блокаду Кубы и отказались от военного вторжения на остров, через несколько месяцев были выведены и ракеты «Юпитер» из Турции. Подобный компромисс вызвал недовольство в некоторых политических военных кругах как в СССР, так и Соединенных Штатах. Тем не менее, висевшая на волоске глобальная война так и началась, а между Москвой и Вашингтоном была установлена прямая телефонная линия – «красный телефон».
Разговоры о том, что Россия намерена вернуться на свою бывшую военную базу Лурдес на Кубе, а ещё Камрань во Вьетнаме, ведутся, как минимум, последние лет пять. Ещё в 2016 году замминистра обороны, статс-секретарь генерал армии Николай Панков озвучивал идею возвращения России на эту военную базу. Планы Минобороны, правда, не расшифровывались, мол, что надо – то и отправим в эти стратегические точки. Тем более что места-то обжитые. Однако до создания полноценных военных баз, как, например, в сирийском Хмеймиме, дело так и не дошло.
Тем не менее, в Соединенных Штатах всякий раз, при любом подозрении по поводу возвращения российских баз на Кубе поднимают истерику и начинают грозить Москве ответными военными мерами. Вот и сейчас советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан пообещал, что «Вашингтон жестко ответит Москве, в случае, если Россия разместит войска в Латинской Америке». Об этом он заявил на брифинге в Белом доме после трёх встреч западных стран с Россией в Европе, услышав и слова Сергея Рябкова.
Так было и в октябре 2019 года, когда Гавану посетил тогда ещё в ранге премьер-министра Дмитрий Медведев, которого американцы заподозрили в сговоре с секретарём центрального комитета Компартии Кубы Раулем Кастро о размещении российского военного контингента на Острове Свободы. Впрочем, сам Медведев от этой темы отмахнулся: «Пусть говорят». Ранее, в ноябре 2018 года, американские страхи по этому поводу возникли после визита в Москву кубинского руководителя Мигеля Диас-Канеля, которого Соединенные Штаты также заподозрили в тайных переговорах.
Ну, и едва ли не форменный скандал случился сразу и в Пентагоне, и в Госдепе США, когда в феврале 2020 года на Кубе побывал с визитом главком ВМФ России адмирал Николай Евменов. Как тогда сообщал официальный представитель военно-морского ведомства Игорь Дыгало, Евменов «проведёт ряд встреч с руководством оборонного ведомства Республики Куба, а также посетит различные объекты и подразделения Военно-морских сил». В общем, как обычно немногословно была прокомментирована цель поездки, особых секретов не выдавая. Здесь можно предположить, что у российского адмирала был непростой интерес к кубинским «объектам», коль он на целых шесть дней оставил кресло главкома ВМФ и отправился на Кубу.
Никто особо не скрывал, что тот визит главкома ВМФ России был связан не только с вопросами восстановления кубинских ВМС (в его составе малый патрульный корабль, 6 ракетных катеров, 2 базовых и 3 рейдовых тральщика, гидрографическое судно и учебный корабль – все ещё советского производства), но и с модернизацией портовых объектов, в которые будут заходить для пополнения запасов корабли и подводные лодки российского флота.
Здесь можно вспомнить, что на Остров Свободы в глубоководную бухту Сьенфуэгос ещё 1970-х годов периодически заходили АПЛ и боевые корабли ВМФ СССР. И сейчас, скорее всего, возникла необходимость их обновления под атомные российские подводные лодки, которые несут боевое дежурство в Мексиканском заливе, да и в других соседних регионах Мирового океана.
Речь может идти о создании на Кубе второго зарубежного пункта материально-технического снабжения ВМФ России. Первый уже много десятилетий надежно служит нам в сирийском порту Тартус и является одной из важнейших опор укрепления военного присутствия Москвы в Средиземном море и в целом на Ближнем Востоке. А желание российского политического и военного руководства таким же образом обосноваться и в Западном полушарии сомнений не вызывает. Особенно после того, как Вашингтон своевольно и в одностороннем порядке выбросил в мусорную корзину Договор о ракетах средней и меньшей дальности.
Помимо морского интереса к Кубе, у России есть и сухопутные планы. В кубинском Лурдесе, в южном пригороде Гаваны, советский центр радиоэлектронной разведки располагался с 1967 года. Основная версия его предназначения – прослушивание американских спутников связи, телекоммуникационных кабелей и НАСА. Этот центр выдавал координаты для целей советским ракетам, размещенным на Кубе, которые в случае необходимости могли поразить в считанные минуты всё южное побережье США. Базу Лурдес «заморозили» в 2002 году. В угоду США. Но её техническое состояние поддерживалось российскими специалистами все эти годы, хотя о конкретных договоренностях по её поводу между Россией и Кубой так и ничего не было известно.
– Реанимировать базу в Лурдесе – вопрос нескольких месяцев, – считает военный эксперт Владислав Шурыгин, – Станция находится в рабочем состоянии, но её функциональность уже частично утрачена. Зато там можно достаточно быстро установить новое оборудования. Речь не идёт о ракетных системах, они там попросту не нужны, равно как и бригадах морской пехоты, которые будут вплавь пересекать Мексиканский залив. Это анахронизм. А вот специальная аппаратура, которая имеется сейчас на вооружении, сделает США абсолютно беззащитными перед российскими средствами поражения. Это как «жучок» в Овальном кабинете Белого дома, который позволяет все знать наперед.
«Куба далека, Куба рядом» – строки из песни советских времен были посвящены Острову Свободы. Подразумевалось, что далекая Куба (9 500 км по прямой от Москвы) являлся едва ли не шестнадцатой республикой СССР.
Помимо того, что мы получали едва ли не треть кубинского тростникового сахара, который «на вес» продавался практически в каждом сельском магазине, экзотическом роме Havana Club, которым похмелялись даже сибирские мужики, кубинским сигарам, которые были чуть дороже махорки и сигарет «Прима», Куба была тем самым форпостом Советского Союза у берегов совсем не дружественной Америки, позволившим сохранить хрупкий баланс мира. Во время «карибского кризиса» именно наличие советских ракет на Кубе позволило предотвратить глобальный мировой кризис.