Выкатка С-70: чем примечательна демонстрация публике новейшего БПЛА «Охотник»
Информационное агентство РИА Новости со ссылкой на заместителя министра обороны Алексея Криворучко сообщает, что новейший российский БПЛА невозможно собрать из уже существующих деталей, поэтому его производство предваряется полным циклом испытаний.
«Выкатка БПЛА фиксирует завершение сборки изделия в целом, оснащение его всем необходимым бортовым оборудованием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к летательным аппаратам, и переход к комплексным наземным отработкам для подготовки к первому вылету», — заявил Криворучко.
«Охотник» вобрал в себя передовые достижения отечественного ОПК и по ряду параметров превосходит все существующие на планете аналоги. В частности, машину оснастили плоским соплом, снижающим радиолокационную заметность. На эту выделяющуюся деталь мгновенно обратили внимание журналисты.
Некоторые эксперты ранее упрекали БПЛА С-70 в отсутствии такого сопла, поскольку якобы без него аппарат получался недостаточно малозаметным. Однако в комментарии для журнала «Слово и Дело» эксперт Центра стратегической конъюнктуры Олег Пономаренко призвал не делать далеко идущих выводов о будущем машины после появления одной этой детали.
«Я бы предложил не воспринимать то, что выкатили, как самый последний вариант. Естественно, что на этапе начала испытаний нужны были временные решения для осуществления планового процесса. Поэтому естественно, что какие-то элементы претерпевают изменения. Мы знаем, что на F-22 Raptor, например, применялись сопла квадратного сечения. Но это не самоцель. Это все делается для обеспечения конкретных показателей. В идеале можно сделать так, что сопло вообще не будет видно, но тогда уйдут какие-то другие важные характеристики», — подчеркнул эксперт.
Пономаренко напомнил, что изменение параметров нового летательного аппарата является предметом компромисса. Раз конструкторы решили, что нужна именно такая конфигурация, значит на это есть основания. Однако раскрывать все данные о передовой разработке разработчики не будут. Да и не имеют права. Поэтому, например, нет смысла пытаться угадать, разработали ли под С-70 собственный двигатель с плоским соплом, или его оснащают уже имеющимися агрегатами.
«Характеристики аппарата не будут раскрываться в ближайшее время — это передовая разработка. Естественно, в нее закладывается модернизационный потенциал, а это значит, что и двигатели могут меняться. Мы пока мало об этом знаем. Думаю, несмотря на изменение конфигурации, возможно, используется двигатель, который на текущем этапе устраивает разработчика», — объяснил он.
Можно предположить, что применение достаточно экзотичного для российской авиации плоского сопла связано с какими-то особыми задачами, возложенными на машину. Однако и тут Пономаренко считает, что делать долгосрочные выводы пока рано.
«Задачи у беспилотника в значительной степени повторяют те, которые были, есть и будут у боевой авиации: разведка и действия по целям. Значительное преимущество беспилотника: его можно послать туда, где применение более дорогостоящих самолетов нерационально или потери неприемлемы. Пока основными задачами БПЛА являются разведывательные, но постепенно все идет к тому, что это будут полноценные, универсальные машины, которыми являются тактические истребители», — резюмировал эксперт.
По мнению Пономаренко, важнейшей частью новости о выкатке С-70 «Охотник» является сам факт его демонстрации публике. Это говорит о том, что работа над проектом движется, и если не случится чего-нибудь экстраординарного, в обозначенные разработчиками сроки машина сможет завершить испытания и поступить на вооружение.