59 лет уникальной операции «Анадырь»: Пощечина США, или как СССР незаметно доставил на Кубу ядерное оружие

 

59 лет уникальной операции «Анадырь»: Пощечина США, или как СССР незаметно доставил на Кубу ядерное оружие
© runews24.ru

Политическая ситуация на Кубе и отношения с Москвой

1 января 1959 года революционеры во главе с Че Геварой и Фиделем Кастро победили про-американски настроенных кубинцев, Рубен Батиста с семьей навсегда покинул Остров Свободы. Тогдашний президент США Дуайт Эйзенхауэр поручил ЦРУ свергнуть кубинский режим. За этим приказом последуют многочисленные попытки отравления и другие способы покончить с Фиделем Кастро. 17 апреля 1961 года кубинские эмигранты, бежавшие ранее в США, высадились на Кубу, чтобы свергнуть социалистов. Уже 20 апреля они потерпели полное поражение, поэтому к концу того же года американские спецслужбы открыли проект «Мангуст», в соответствии с которым планировалось руками кубинского подполья поднять мятеж в 1962 году, попросить поддержки у США, и Вашингтон всей мощью обрушился бы на Кубу. Ситуация накалилась, Куба могла стать первым Вьетнамом, но этого не произошло, ведь социалист не оставил в беде социалиста.

Статья по теме: Как США пытались «вбомбить Вьетнам в каменный век»: история преступления «операция Rolling Thunder»

 

Тут же стоит напомнить об экономической блокаде Кубы со стороны США. Произошло это в 1959 году, и отношения Кубы с СССР начали налаживаться. Тогда же на Кубу начал ходить пароход «Дмитрий Пожарский» под руководством капитана Евграшкина, который перевозил различные грузы в поддержку социалистической революции. В феврале 1960 года между СССР и Кубой было подписано первое торговое соглашение, суда Балтийского и Черноморского флотов каждый год возили на Остров Свободы от четырех до шести миллионов тонн нефтепродуктов, 500 тысяч тонн зерна, 3-7 тысячи грузовых автомобилей и тракторов, а также другие народнохозяйственные грузы. Из Кубы в СССР поставлялось ежегодно по 1-3 миллиона тонн сахара-сырца.

 

 

Военное сотрудничество Кубы и СССР

Началось все со взрыва французского теплохода La Coubre в порту Гаваны, который доставил из Бельгии боеприпасы. США блокировали все попытки закупок чего бы то ни было со стороны Кубы в странах Запада. Данный вопрос решили на пленуме Президиума ЦК КПСС, который постановил проинформировать руководство Чехословакии об отсутствии возражений против оказания военной помощи Кубе.

 

 

После визита в феврале 1960 года министра Революционных вооружённых сил Республики Куба Рауля Кастро подписали коммюнике, где определялись долгосрочные обязательства СССР в отношении Кубы. Советы два раза в 1960 году предупреждали США о готовности предоставления помощи Кубе, коммюнике не было секретным, следовательно, оно было опубликовано в открытом доступе. Помощь СССР собирался оказывать до последнего – вплоть до поставок оружия и боеприпасов.

Сначала на Кубу были поставлены порядка 30 танков Т-34-85 и самоходных артиллерийских установок СУ-100, но США игнорировали предупреждение, послав бригаду кубинских эмигрантов «навести суеты». Правительство СССР, недолго думая, решает предоставлять полномасштабную поддержку Кубе. Планировалось отправить оружия и боеприпасов на сумму до 150 миллионов долларов по тогдашнему курсу, из которых Куба обязывалась выплатить 67,5 миллиона долларов. К марту 1962 года на Остров Свободы поставили до 400 танков, 40 истребителей МИГ-15 и МИГ-19, радиолокационные установки и другие типы вооружения. Попутно продолжалось обучение кубинских солдат военному делу как на Кубе, так и в СССР.

 

 

В ответ США развернули в 1962 году учения в Карибском море по высадке морских пехотинцев. Конечно же, целью являлась Куба. В СССР приняли решение выслать дополнительно четыре дивизиона пусковых установок ракет ПВО С-75, десять фронтовых бомбардировщиков Ил-28, четыре пусковых установки тактических крылатых ракет П-15, а также 650 военных советников в дополнение к уже работающим 300 специалистам. В высших политических кругах понимали, что присутствие СССР на Кубе вряд ли удержит США от акта прямой агрессии.

 

Общеполитическая ситуация в отношениях СССР и США

В Вашингтоне боялись, что СССР разместят свое ядерное оружие на Кубе, которая являлась в соответствии с доктриной Монро «на заднем дворе США». Но перед ответом СССР Штаты разместили стратегические ракетные силы по всему периметру советских границ: в Великобритании – 60 ракет «Тор», в Италии – 30 ракет «Юпитер», в Турции – еще 15 аналогичных ракет, а с воздуха велась непрерывная разведка. Особую опасность вызывали у Москвы ракеты в Турции, так как подлетное время до столицы, по словам министра обороны маршала Малиновского составляло всего десять минут.

 

 

Ядерная триада США примерно в 15 раз превышала количество аналогичного вооружения у СССР, что тоже не давало советам козыря в рукаве. Отдельно стоит упомянуть о Едином комплексном оперативном плане (SIOP), который подразумевал применение ядерного оружия в войне против СССР. План SIOP-1 подразумевал использование против СССР 3 500 ядерных зарядов, а в соответствии с SIOP-2 планировалось сбросить на СССР уже 6 000 (!) зарядов.

Решение о размещении ракет средней дальности на Кубе было принято для того, чтобы затащить Штаты на переговоры о ядерном вооружении в Европе. Детали готовящейся операции «Анадырь» согласовали во время визита на Кубу советской делегации, в которую вошли кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Шараф Рашидов, главком РВСН Маршал Советского Союза Сергей Бирюзов, генерал-лейтенант авиации Сергей Ушаков, генерал-майор П. Агеев. Фидель Кастро недоумевал и был растерян, однако советское руководство убедило его – США проявят агрессию и нужно действовать.

В конце июня 1962 года Рауль Кастро снова прибыл в Москву, встретился с Родионом Малиновским. Был подписан межправительственный «Договор между Правительством Республики Куба и Правительством Союза Советских Социалистических Республик о размещении Советских Вооружённых Сил на территории Республики Куба». Благодаря соглашению Куба и СССР получили право использовать силу в случае акта агрессии со стороны США, а опорой договора стала статья 51-го Устава ООН, в соответствии с которой в случае нападения разрешается применять «любые возможные способы и меры для отражения агрессии». 

 

 

Операция «Анадырь»

Разработкой операции «Анадырь» занимался маршал СССР, дважды герой Советского Союза Иван Баграмян. Тот самый, который являлся одним из главных действующих лиц в осуществлении операции «Багратион» по освобождению Белоруссии от немецких нацистов в годы Великой Отечественной войны. Думается, с этого момента США нужно было сворачивать все свои начинания в районе Кубы.

 

Название было придумано, дабы ввести противника в заблуждение. Якобы СССР собирался проводить операцию на севере, поэтому операции дали название «Анадырь». Личному составу, участвовавшему в операции, выдавали валенки, тулупы, лыжи, а в приказах было сказано, что армейские подразделения отправляются на выполнение задач без точных указаний сроков и мест переброски. Воинские части и подразделения немедленно доводились до штатов «военного времени», выдавалось стрелковое оружие и боеприпасы, проводились учения, максимально приближенные к боевым условиям, так как требовалось сплотить личный состав, проверить готовность оружия, аппаратуры и техники. Все мероприятия проводились в режиме строгой секретности, а также с проведением мер дезинформации потенциального противника.

США и НАТО вовремя не раскрыли планы СССР, добытые сведения были разрозненными и неточными. Наиболее достоверная информация появилась только после того, как самолет-разведчик U-2 передал дешифрованный фотоснимок, но произошло это только 14 октября 1962 года.

 

 

Состав советской группировки

20 июня 1962 года была сформирована советская группировка войск для развертывания на Кубе. В ее состав вошли:

Подразделения РВСН в составе сводной 51 ракетной дивизии (16 пусковых установок и 24 ракеты Р-14), 79-го ракетного полка 29-й ракетной дивизии и 181-го ракетного полка 50-й ракетной дивизии (24 пусковые установки и 36 ракет Р-12) с ремонтно-техническими базами, частями и подразделениями обеспечения и обслуживания, ядерный потенциал дивизии в первом пуске достигал 70 мегатонн; Сухопутные войска прикрытия ракетных сил: 302, 314, 400 и 496-й мотострелковые полки; 11-я зенитно-ракетная дивизия ПВО (12 установок С-75, со 144 ракетами), 10-я зенитная дивизия ПВО (зенитная артиллерия), 32-й гвардейский истребительный авиационный полк (40 фронтовых истребителей МиГ-21Ф-13, шесть учебно-тренировочных самолётов МиГ-15УТИ); 134-я отдельная авиационная эскадрилья (11 самолётов); 437-й отдельный вертолётный полк (33 вертолёта Ми-4); 561 и 584-й полки крылатых ракет (16 пусковых установок, из них 12 установок не принятых на тот момент на вооружение тактических ракет «Луна»); 18-я дивизия и 211-я бригада подводных лодок (11 подводных лодок), две плавбазы, два крейсера, два ракетных и столько же артиллерийских эсминцев, бригада ракетных катеров (12 единиц); отдельный подвижной береговой ракетный полк (8 пусковых установок буксируемого берегового ракетного комплекса «Сопка»); 759-й минно-торпедный авиационный полк (33 самолёта Ил-28); отряд судов обеспечения (пять единиц); Полевой хлебозавод, три госпиталя на 600 койкомест, санитарно-противоэпидемический отряд, рота обслуживания перевалочной базы, семь складов.

 

В состав надводной эскадрильи 5-го флота ВМФ СССР на Кубе включили:

Крейсера пр. 68-бис — «Михаил Кутузов» и «Свердлов»; Ракетные эсминцы проекта 57-бис «Гневный», «Бойкий»; Артиллерийские эсминцы проекта 56 «Светлый» и «Справедливый»; Бригаду ракетных катеров проекта 183Р «Комар» — 12 единиц; Восемь вспомогательных судов, включая два танкера, два сухогруза и одну плавмастерскую.

В эскадрилью подводных лодок включили:

Дизельные ракетные подлодки проекта 629: К-36, К-91, К-93, К-110, К-113, К-118, К-153 с баллистическими ракетами Р-13; Дизельные торпедные подводные лодки проекта 641: Б-4 «Челябинский комсомолец», Б-36, Б-59, Б-130; Плавбазы проекта 310 «Дмитрий Галкин», «Фёдор Видяев».

Командующим ГСВК назначен генерал Исса Плиев, во главе 5-го флота был назначен вице-адмирал Абашвили Георгий Семёнович. Переброска подлодок на Кубу проводилась под кодовым наименованием «Кама».

 

 

Переброска войск СССР на Кубу

Войска на Кубу были переброшены гражданскими судами Министерства морского флота СССР. Всего на Остров Свободы СССР перебросил 50 874 человека личного состава и почти три тысячи человек гражданского персонала. По предварительным расчетам, для переброски личного состава на Кубу требовалось 70 судов, а по итогу в работах задействовали 85 кораблей, которые в общей сложности совершили 183 рейса на Кубу. Генерал армии Анатолий Грибков вспоминал, что переброска войск осуществлялась из портов в Балтийского, Черного и Баренцева морей, в частности, из Кронштадта, Лиепая, Балтийска, Севастополя, Феодосии, Николаева, Поти и Мурманска.

Погрузка проводилась в обстановке строжайшей секретности, о пункте назначения не сообщалось даже старшим офицерам, а капитанам судов выдали по три пакета с документами. После того, как корабль покидал территориальные воды СССР, следовало вскрыть первый пакет, в котором говорилось, что второй пакет нужно было вскрыть после прохода Босфора и Дарданелл. Второй пакет вскрывался после прохода Гибралтара, в третьем пакете был запечатан приказ: «Следовать на Кубу».

На судах устанавливали ручные пулеметы для возможного отражения атаки и замаскированные малокалиберные зенитные пушки. Уже к 25 июля первые суда начали подходить к Кубе.

 

 

Разведка США и НАТО начала пускать для отслеживания маршрута следования судов самолеты-разведчики. Им требовалось опускаться на сверхмалые высоты: в одной из телеграмм, направленных Фролу Козлову, было сказано, что из-за опасных маневров около судна «Ленинской комсомол» самолет-разведчик врезался в море в 150 метрах от судна и затонул. 9 сентября 1962 года в порт Касильда был доставлены первые шесть ракет Р-12, а 4 октября в порт Мариэль на теплоходе «Индигирка» доставили 160 ядерных зарядов, а также 12 боеголовок к ракетам «Луна», 80 зарядов для фронтовых крылатых ракет, шесть авиабомб и четыре морские мины. К 24 октября на Кубу доставили для 51-й ракетной дивизии 36 ракет Р-12, шесть ложных ракет Р-12, в том числе 36 головных частей с ядерными боезарядами для Р-12 и 24 головные части с ядерными боезарядами для Р-14.

Людей на Кубу перевозили в грузовых отсеках. Морские переходы по 18-24 суток советские моряки стойко выдерживали, несмотря на 60-градусную жару в грузовых отсеках. Из-за того, что пища портилась, кормили плохо, условия были ужасающие, но моряки выдержали всё. Узнав об этом, президент США Кеннеди заявил: "Если бы у меня были такие солдаты, весь мир был бы под моей пятой".

СССР отменили поход надводных кораблей на Кубу из-за водной блокады, введенной со стороны США. Другой причиной отказа от похода стала невозможность обеспечения прикрытия флота с воздуха, так как гвинейское правительство Секу Туре отказало Москве использовать аэропорт в Конакри, который был построен советскими специалистами. Бытует мнение, что США ради этого заплатили гвинейцам 16 миллионов долларов.

 

 

Реакция США и начало Карибского кризиса

К октябрю 1962 года на Кубу прибыли 379 кораблей стран Организации Варшавского договора. Конгресс США 4 октября рекомендовал правительству начать интервенцию на Кубу с участием Организации американских государств, в которую входят 35 государств.

16 октября президенту США Джону Кеннеди донесли информацию о том, что на Кубе размещены советские пусковые установки ракет средней дальности. С этой даты начинается Карибский кризис, который мог стать началом новой мировой войны.

 

 

Результаты операции «Анадырь»

Ракеты на Кубу были доставлены 9 сентября 1962 года, но о них узнали только 14 октября. Другими словами, СССР прямо под носом у США провернул гениальнейшую военную операцию, развернул войска и мог в любую секунду снести половину Штатов с лица земли. Факт доставки советского оружия и войск не был выявлен американцами, к тому же, они считали, что на Кубу перебросили 22 тысячи человек, хотя фактически там находились более 50 тысяч солдат, не считая гражданских лиц. Группа войск СССР на Кубе (ГСВК) включала в себя:

Два дивизиона ракет средней дальности Р-12; Два подразделения крылатых ракет; Четыре мотострелковых полка; Два танковых батальона; Истребительный авиационный полк (40 новейших самолетов МиГ-21Ф-13 и 6 учебно-тренировочных самолётов МиГ-15УТИ на базе 32-го гвардейского истребительного авиационного Виленского орденов Ленина и Кутузова полка, полк получил наименование 213-й истребительный авиационный полк); 42 бомбардировщика Ил-28; Зенитно-ракетные комплексы С-75; Ствольную зенитную артиллерию.

Советские власти выполнили все поставленные цели: вынудили США пойти на переговоры по разоружению ракетных баз в Западной Европе в обмен на вывод войск из Кубы (к концу 1963 года ракеты «Юпитер» и «Тор» из Турции и Западной Европы были выведены), заставили США публично отказаться от планов по вооруженному свержению правительства Фиделя Кастро, к тому же, противостояние с США повысило авторитет СССР перед лицом союзников.

 

 

18 советских граждан были награждены орденом Ленина, 38 человек – Красного знамени, 591 человек – орденом Красной Звезды, 138 человек – медалью «За отвагу», 205 человек – медалью «За боевые заслуги», шесть человек – медалью «За трудовую доблесть», четверо – медалью «За трудовое отличие», еще одного – орденом «Знак Почета». Всего награды получили 1 001 человек «за образцовое выполнение специального задания правительства». Долг Родине выполнен, социалистическая сверхдержава в очередной раз показала свое преимущество над оппонентом. И сегодня, по прошествии почти 60 лет с тех событий, военная операция подобного масштаба кажется уже почти легендой. Но это – правда. О которой мы не должны забывать.

 

Фото: РИА Новости / архив Л. Евсеева / AP / из открытых источников