Войти в почту

«Георгий Курбатов» и «Всеволод Бобров» отправляются на Черное море

20 августа на территории судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге ожидается вдвойне торжественное событие. В этот день Черноморскому флоту будут переданы морской тральщик «Георгий Курбатов» и судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров». На торжественной церемонии ожидается присутствие представителей командования Черноморского флота и руководства Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

«Георгий Курбатов» и «Всеволод Бобров» отправляются на Черное море
© Свободная пресса

У «Георгия Курбатова» драматичная судьба. Он мог бы и не дожить до этого торжественного дня. Корабль, являющийся первым серийным кораблем проекта 12700 «Александрит» и вторым после флагмана – «Александра Обухова», поступает на флот не только после «Обухова», но и после еще трех серийных кораблей.

Он был заложен на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) 24 апреля 2015 года. В июне 2016 года, когда до передачи корабля ВМФ оставался год, а до спуска на воду два месяца, вспыхнул пожар. Его удалось потушить. И немедленно руководство завода и ОСК начали успокаивать общественность: ничего страшного не произошло, спуск на воду немного задержится, но передача корабля флоту состоится в назначенные сроки.

Действительно, ничего ужасного не произошло. Но могло произойти. Дело в том, что корпус тральщика монолитный, изготавливаемый методом вакуумной инфузии из стеклопластика (металл для этого не годится, потому что на него реагируют магнитные мины). Уникальная технология, созданная на СНСЗ, позволяет создавать монолитные корпуса из стеклопластика длиной до 80 метров. Это абсолютный мировой рекорд. Так вот если бы в результате пожара пострадал бы корпус, то «Курбатова» пришлось бы списывать. Потому что ремонту корпус не подлежит. Конечно, материал корпуса негорючий. Однако от высокой температуры, возникшей в результате пожара, он мог сильно деформироваться. К счастью, этого не произошло.

Однако урон получился значительный. Пожар затронул более 600 кв. метров. Были значительно повреждены части обшивки обоих бортов выше верхней палубы, палуба полубака, часть настила верхней палубы с подкрепляющим ее набором и другие связи между 10-м и 90-м шпангоутами.

В конце концов кавалерийского наскока на возникшую проблему, оказавшуюся серьезной, не получилось. Сроки окончания строительства «Георгия Курбатова» было решено существенно передвинуть вправо. И вот злоключения корабля позади.

Проект 12700 минных тральщиков, шифр «Александрит», был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». С проектом произошла удивительная трансформация. Тральщик базовый, предназначенный для противоминной обороны баз ВМФ. То есть далеко в море он выходить не должен, поскольку его водоизмещение совсем невелико – 890 тонн.

Однако судьбу корабля одним росчерком пера решил адмирал Владимир Королев, занимавший пост главнокомандующего ВМФ. В 2016 году на флот был принят флагманский корабль «Александр Обухов», который во всех документах фигурировал как базовый тральщик. Но в связи с острой нехваткой в стране морских тральщиков Королев перевел «Обухова» и всех еще не появившихся на свет его собратьев по проекту в класс морских тральщиков. Что, разумеется, остойчивости им не прибавило.

Длина кораблей «Александрит» - 62 м, ширина – 11 м, осадка – 2,7 м. Мощность энергетической установки – 5100 л.с. Максимальная скорость хода – 16,6 узлов. Дальность плавания на скорости в 10 узлов – 1500 миль. Экипаж – 44 человека.

Корабли проекта 12700 соответствуют новому подходу в противоминной обороне – концепции «охоты на мины». На мины, прежде всего современные, использующие для срабатывания различные физические эффекты. Против них неэффективны «старые добрые» контактные тралы. Хоть на корабле среди прочего оборудования они тоже есть. «Александриты» оснащены мощным поисковым оборудованием. Есть комплекс гидроакустических станций, как буксируемых, так и стационарных. Есть разнообразные надводные и подводные аппараты – и телеуправляемые, и полностью автономного действия.

Аппараты не только обнаруживают мины, но и уничтожают их. Причем используя различные воздействия для срабатывания взрывателей – направленный электромагнитный импульс, генерацию магнитного поля, акустический удар. В ход идет и «старый дедовский способ» - некоторые типы мин расстреливают из пулемета калибра 14,5 мм.

Первоначально были запланированы к постройке на Средне-Невском судостроительном заводе 8 кораблей противоминной обороны проекта 12700. 1 для Балтийского флота, 3 для Черноморского и 4 для Тихоокеанского. 4 уже построены и в разные годы были переданы ВМФ – «Александр Обухов», «Иван Антонов», «Владимир Емельянов», «Яков Беляев». 20 августа к ним присоединится «Георгий Курбатов». «Петр Ильичев» готовится к швартовым испытаниям. Еще два строятся – «Анатолий Шлемов» и «Лев Чернавин». Впоследствии был заключен контракт на строительство еще двух кораблей.

Судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» значительно солиднее. Его полное водоизмещение равно 10 тыс. тонн. Длина – 90 м, ширина – 22 м, осадка – 8,65 м. Относится к арктическому классу и способно преодолевать льды 60-сантиметровой толщины. Полная скорость хода – 18 узлов. Мощность силовой установки – 15 тыс. л.с. Дальность плавания – 5000 миль, автономность – 60 суток. Экипаж – 27 человек. Дедвейт – 3600 тонн.

«Всеволод Бобров» относится к проекту 23120, шифр «Лонгвиник». В 2012 году Министерство обороны заключило контракт с судостроительным заводом «Северная верфь» стоимостью 11,7 млрд. рублей. на постройку трех судов. Первое из которых, «Эльбрус», должно было быть передано ВМФ в 2014 году. Однако передача состоялась лишь в 2017 году. Официальных объяснений срыву сроков не было, но можно предположить, что виной долгостроя стали западные санкции. Со вторым судном, «Всеволодом Бобровым», задержка получилась еще больше. Ну а строительство третьего судна, «Капитана Шевченко», в 2015 году было остановлено.

Суда проекта 23120 предназначены для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки и суда, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи экипажам кораблей и судов, терпящих бедствие.

Судно оснащено двумя электрогидравлическими кранами грузоподъемностью 50 тонн и буксирными лебедками с тяговым усилием 120 и 25 тонн. Благодаря этому возможно выполнять погрузочные операции у необорудованных причальных стенок и в открытом море. Также есть водолазный комплекс с барокамерой для обеспечения глубоководных погружений.

С точки зрения комфорта, «Всеволод Бобров» - это, можно сказать, плавучий санаторий. Созданы все условия для нормальной работы и отдыха экипажа в условиях Заполярья: сауна, бассейн, спортзал, комфортные каюты с индивидуальными санитарными блоками. Благодаря классу автоматизации А1 на корабле обеспечено безвахтенное обслуживание.

При этом довольно странно, что «Боброва» направляют не на Северный флот, чтобы торить 60-сантиметровые льды, а на Черноморский.