Войти в почту

Спутниковые снимки США: Нашим летчикам не видать Су-35 как своих ушей

Нам американских военных экспертов, наверное, без пол-литра “беленькой” не понять. С одной стороны, янки хают последними словами экспорт русского оружия, дескать, продажи из года в год падают, тогда как вооружение с лейблом Made in USA покупают, как горячие пирожки. С другой стороны, звездно-полосатые пугают самих себя русским медведем, готовым броситься на них в любую минуту. И что интересно: есть и такие аналитики, которые даже предсказывают поражение НАТО.

Спутниковые снимки США: Нашим летчикам не видать Су-35 как своих ушей
© Свободная пресса

Примерно в таком же двухполярном духе о нашем истребителе Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker Е+) высказался далеко не русофобский, точнее вполне адекватный американский аналитический военный журнал Military Watch. Пару месяцев назад он обратил внимание на слабые экспортные результаты России по своему самому «главному реактивному самолету превосходства в воздухе поколения 4++».

Короче, всем хорош Flanker Е+, невероятно сбалансированный, мощный и современный, не то что F-35 - “кусок” сами знаете чего, как охарактеризовал американский самолет правдоруб Кристофер Миллер перед уходом с поста главы Пентагона. Но за чудесной-расчудесной русской машиной покупатели в высоких кабинетах Рособоронэкспорта почему-то не толпятся. А вот за детищем Lockheed Martin, напротив, стоят в живой очереди. Может, и впрямь «Сухому» дорогу перебежала черная кошка, поэтому коммерческие неудачи буквально преследуют Су-35. Короче, история с Flanker Е+ укладывается в «Мистику и статистику» экспертов института Дюпюи (занимающегося научными исследованиями и объективным анализом исторических данных, связанных с вооруженными конфликтами и их разрешением).

Однако сейчас Military Watch вдруг обеспокоился судьбой русских летчиков, которые вынуждены летать на старье в то время, как практически все новые Су-35 продаются за кордон. “Спутниковые снимки Комсомольского-на-Амуре авиазавода показывают, что значительное большинство вновь построенных истребителей Су-35 по-прежнему окрашиваются в цвета ВВС Египта, - пишет MW. - Россия эксплуатирует только одну производственную линию для Су-35, но после окончания холодной войны отдает приоритет поставкам иностранным клиентам, а не собственным Вооруженным силам”.

Подается так, будто нашим летчикам остается только облизываться и мечтать, что они когда-то тоже смогут полетать на новой машине. Наверное именно поэтому госсекретарь Энтони Дж. Блинкен уламывал министра иностранных дел Египта Самеха Шукри не покупать Flanker Е+. Но, как говорится, шутки в сторону.

По информации блогеров Страны пирамид, египтяне ответили американцам примерно так: Вашингтон сам виноват. Как пишет портал Blog Before Flight, эта “сделка также направлена на то, чтобы наказать США за продажу Израилю самолетов-невидимок F-35… После того, как США прекратили военную поддержку Египта с 2013 по 2015 год, египтяне поняли, что им не нужно полагаться только на американцев. Однако отношения между двумя странами вряд ли будут разрушены, поскольку Египет остается основным союзником во всем Средиземноморье”.

Всего, по сведению Military Watch, египтяне заказали 26 истребителей Су-35, из которых 5 уже поставлены в феврале текущего года, что, к слову, стало причиной звонка Блинкена в Каир с требованием вернуть самолеты в Россию. По другим источникам, Египет с большой вероятностью не ограничится уже заключенной сделкой при условии, если машины Flanker Е+ подтвердят негласный статус “убийцы F-35”.

Конечно, до драки в небе с израильскими “невидимками” дело не дойдет, но египетские летчики и без воздушных дуэлей поймут, “кто есть ху”. Если они смогут перехватывать F-35 вблизи своих границ, то интерес к “Сухому” в дальнейшем конвертируется в звонкую монету для нашей оборонки.Такой сценарий уже не кажется маловероятным - вопрос только в том: а может журнал Military Watch не так уж и не прав, когда пишет, что Кремль “отдает приоритет поставкам иностранным клиентам, а не собственным Вооруженным силам”.

По оценке MW, мощности производственной линии по выпуску Су-35 на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ) не позволяют производить Су-35 таким темпом, с каким Lockheed Martin штампует F-35. Значит, Москве приходится выбирать между экспортом за кордон и поставками в свои ВВС. Но так ли это на самом деле, тем более, что речь идет о топ-секретах, в которых аналитика во многом становится похожа на тарологию?

Не случайно мозговые центры США вынуждены читать даже форумы “диванных экспертов” в попытке найти иголку в стоге сена. Само собой, тщательно изучаются официальные видео. Сейчас в мире опираются на якобы непреднамеренную утечку в одном из репортажей о посещении 12 августа 2020 года министра Шойгу цехов КнААЗ. Согласно скриншоту со стенда производственного плана, “Сухой” в 2020 году изготовил 22 истребителя Flanker Е+. Между тем, несколькими годами ранее выпуск оценивался в 12 машин в год, что говорит об успехе модернизации.

Если верить “утечке”, в этом году КнААЗ сделает еще 8 Су-35, а начиная с 2022 по 2024 год сосредоточится еще на одном, как широко муссируется в СМИ, экспортном контракте в Алжир партии из 32-34 Су-35. По идее у КнААЗ имеется приличный резерв, чтобы поставлять порядка десяти Flanker Е+ и нашим ВВС. Но эта же самая производственная линия изготавливает Су-57, выпуск которых никто не отменял.

Похоже, ситуация выглядит так: на экспорт наша оборонка выпускает Су-35, а для своих ВВС - Су-57. Потребности нашей военной авиации закрываются за счет массового истребителя Су-30. Такая практика, кстати, похожа на американскую: янки по-прежнему выпускают F-15 в качестве “рабочей лошадки”, а F-35 в основном продают союзникам по бешеным ценам.

Здесь нужно сказать еще об интересной информации, идущей из Египта и косвенно касающейся нашего контракта. Недавно египетское Министерство обороны объявило, что Каир не только подписал контракт с Парижем на покупку 30 истребителей Rafale, но и кредитное соглашение со сроком погашения как минимум через десять лет. Хотя египетские официальные лица не раскрыли детали соглашения, по инсайдерским данным "Аль-Джазиры" общая стоимость контракта должна составить около 4 миллиардов евро.

Другими словами, французский истребитель Rafale поколения 4+ был продан египтянам по цене американского истребителя 5 поколения, примерно по 130 млн евро за одну машину, или ориентировочно в 2 раза дороже Су-35. Но оказывается, эта покупка не только противоречит контракту с Москвой, но и способствует ему опосредственно.

Египетские политики объясняют своим налогоплательщикам высокую цену Rafale тем, что экспортная стратегия Пятой Республики строится на поддержке покупателей в любых политических спорах. Проще говоря, в процессе экспорта истребителей Rafale Франция всегда использовала средства международного дискурса для оказания давления на заказчиков и, наоборот, вставала на защиту, если сделка совершена. Так, в тлеющем водном конфликте Египта с Эфиопией до указанного четырехмиллиардного контракта Париж был на стороне Аддис-Абебы, а теперь Каир не совсем беспокоит возмездие французов. Что касается сделки по Су-35, и здесь “лягушатники” вдруг стали говорить о свободе рынка.