Войти в почту

Трагедия 1941-го: главные причины

РЕВОЛЮЦИЯ И АРМИЯ

Трагедия 1941-го: главные причины
© Мир новостей

Уже через месяц после захвата власти большевики поняли, что для ее удержания необходимы не отряды добровольцев, а регулярные войска.

Троцкий, председатель Реввоенсовета, стал железной рукой наводить в новой армии дисциплину и порядок. Осенью 1918 г. была введена смертная казнь, отмененная II Всероссийским съездом советов. Троцкий считал: «Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни».

Летом того же года началась принудительная мобилизация в Красную армию, а после того как в августе белые взяли Казань, Троцкий приступил к привлечению на командные должности бывших офицеров. Осенью 1918 г. они составили 3/4 командного состава Рабоче-крестьянской красной армии (РККА), их было около 50 тыс. человек. Но к каждому, разумеется, был приставлен комиссар - для слежки и контроля. Была восстановлена дисциплина даже более жесткая, чем в царской армии, - с загранотрядами и расстрелом каждого десятого в отступивших частях.

Борьба за лидерство в партии за ленинской спиной велась непрерывно, а после его отхода от дел стала беспощадной. В начале 1919 г. Троцкий закончил создание централизованной РККА, его власть была практически безграничной. Лев Давидович был не просто Главвоенмором и даже не вторым лицом после Ленина, а равным ему по авторитету. И расставил в армии на ключевых постах своих ставленников. Сталин же - всего лишь нарком по делам национальностей с аппаратом в дюжину сотрудников и по воле Ленина представитель ЦК под Царицыном. В борьбе за власть он мог опереться только на командование 1-й Конной армии. Ковать будущие военные кадры РККА Сталин начал, опираясь на средних и низших командиров, вчерашних унтеров и фельдфебелей. Они получали под свое начало полки, бригады и даже дивизии и таили обиду на образованных ставленников Троцкого, которые не принимали их в свой круг. Так или иначе Иосиф Виссарионович приобрел абсолютно преданных будущих соратников.

ИДЕОЛОГИЯ НАЗНАЧЕНИЙ

Большевики уверяли, что пламенный коммунист не может не быть талантливым, великим военачальником. Что главное для командира - социальное происхождение, а не стратегические таланты. Все эти установки наглядно опровергло начало войны.

Впрочем, некоторые говорят о том, что были среди погибших и репрессированных советских командиров такие, кто наверняка смог бы победить немцев в 1941-м. И в качестве примера приводят Михаила Фрунзе. Автор этих строк не имеет ничего против Михаила Васильевича и даже, наоборот, сочувствует человеку, которого Сталин отправил на ненужную операцию, в ходе которой он и умер. Но все-таки нужно трезво оценивать ситуацию. Воюя кавалерией, роль которой к 1941 году резко уменьшилась, без танков и самолетов, автотранспорта и средств связи, используя профессиональных штабистов, можно победить противника, вооруженного еще слабее. Что и имело место. Взятие Крыма - главная победа Фрунзе, но это не идет ни в какое сравнение с тщательно разработанной Рокоссовским операцией «Багратион». Солевары просто указали красным на открывавшиеся от западного ветра броды в заливе Сиваш. Пока Блюхер атаковал Перекоп в лоб, Корк, вброд перейдя залив, ударил белым в тыл – судьба Крыма была решена.

Несомненно, на посту наркома Фрунзе был бы куда успешнее, скажем мягко, не слишком образованного и отнюдь не семи пядей во лбу Ворошилова. Но смущает его брошюра «Ленин и Красная армия». Вот цитата: «Марксистско-диалектический метод военной науки и искусства Красной армии - это армия нового типа… не каста захватчиков… это детище революционного народа». Если считать, что Михаил Василь­евич как писал, так и мыслил, то и при нем избежать трагедии 1941-го не удалось бы.

Так или иначе, но после окончания Гражданской войны армия начала сокращаться и командиров разделили на три категории: белая кость - выходцы из царской армии, выдвиженцы Главвоенмора Троцкого, все остальные и - особняком - служившие в 1-й Конной армии. Первых и вторых сначала демобилизовали, а во время Большого террора уничтожили. Ключевые должности в РККА получили Буденный, Ворошилов, Кулик, Тимошенко, Мехлис - царицынские выдвиженцы, не добившиеся успехов в войне и переведенные на второстепенные должности. Существует мнение, что террор среди военных инициировал именно Климент Ефремович, после того как его заместитель Тухачевский публично обвинил наркома в некомпетентности. После позорной зимней кампании в Финляндии Ворошилова перевели на Северо-Западное направление, он не справился и до конца жизни оставался свадебным маршалом без побед.

МОЗГ АРМИИ

Генеральный штаб - мозг армии, а разведка - ее глаза и уши. Генерал Голиков в июле 1940-го возглавил разведуправление. Пятерых его предшественников расстреляли.

А вот Голиков сохранил жизнь, поставляя Сталину «правильную» информацию: Германия войну против СССР не начнет, пока не покончит с Великобританией. Генерал ошибся. Резидентура Голикова отслеживала массовые закупки овчины, необходимые Германии для пошива полушубков, а в это время вермахт перешел советскую границу, потому как немцы рассчитывали закончить войну до морозов. Однако, как ни странно, Филипп Иванович не пострадал - очевидно, в «неожиданности» нападения вождь видел и свою вину.

Академия Генштаба в России существует с 1832 г. и воспитала десятки русских командующих. В нее могли поступить офицеры званием не выше капитана. Отбор был строжайшим. Антон Деникин вспоминал: «Мытарства поступающих начинались с проверочных экзаменов. Просеивание выражалось такими цифрами: держало экзамен 1500 офицеров, допускали 400-500, поступало 140-150. На третий курс переходило 100, причислялось к ГШ 50, оставалось 3,8%».

Красная и германская армии возникли на основе своих предшественниц, и только это у них общее. Вермахт сохранил преемственность традиций, идущих от Фридриха II, а РККА не только не взяла ничего от царской, но и считала российские традиции преступными до конца 1943 года. Именно тогда ввели погоны, звания, ордена с именами русских полководцев. В Германии к участникам минувшей войны относились с почтением, ценя их боевой опыт и знания, а в СССР запрещалось носить боевые царские награды. Все командующие вермахта участвовали в Первой мировой войне на командных и штабных должностях в звании не ниже капитана. В Красной армии лишь Василевский, Говоров и Баграмян были прапорщиками царской. Единственный полковник, окончивший академию Генштаба, Шапошников и возглавлял Генеральный штаб.

Преемственности не было и быть не могло. Во время доклада Главнокомандующему Шапошников сказал, что не получил данных с двух фронтов и объявил выговор начальникам штабов. Сталин хмуро усмехнулся: «Для военного человека это не наказание». Маршал напомнил, что раньше это означало необходимость подачи рапорта об освобождении от должности. Усмехнувшись, Сталин ничего не ответил. В общем, этику и воинскую честь сменили партийная дисциплина и доносительство. Сегодняшний командир и орденоносец завтра становился «врагом народа».

Причин неудач в начальный период войны много, а первой крупной победой с меньшими, чем у противника, потерями стала Крымская операция весной 1944 г. Воевать умением, по-суворовски учились три года.

Подготовил

Сергей Самарин.

Фото: А. Фридлянский/

РИА «Новости».