Военное присутствие в Судане обезопасит сырьевые поставки РФ в Азию

Судан является выгодным политико-экономическим партнером для РФ, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший эксперт Центра ближневосточных исследований МГИМО, кандидат исторических наук Юрий Зинин.

Военное присутствие в Судане обезопасит сырьевые поставки РФ в Азию
© ФБА "Экономика сегодня"

Военная база в Судане усилит позиции РФ

Член комитета Совета Федерации РФ по международным делам Андрей Климов отметил, что для защиты национальных интересов и для выполнения соглашения с рядом государств Москве необходимо военно-техническое присутствие на побережье Африки.

Так сенатор оценил решение о создании в Судане пункта материально-технического обеспечения военных кораблей РФ, под который Хартум безвозмездно выделяет землю на побережье Красного моря. Подписано межгосударственное соглашение, по которому Москва сможет разместить в Судане 300 человек личного состава и до четырех кораблей, в том числе и с ядерной установкой.

Данных сил достаточно для военного присутствия РФ в регионе, через который проходит стратегическая торговля. Рядом находится Суэцкий канал, зона активности сомалийских пиратов и подразделения Шестого флота ВМС США.

Этими факторами объясняется информационное давление, которое на проект оказывают западные государства. Было бы удивительно, если бы геополитические противники РФ оказывали нам содействие. Климов считает, что это нужно принимать во внимание.

Аналогичную базу Китай создал в Джибути, чье побережье расположено между Красным морем и Аденским заливом. Это нужно Пекину, чтобы обезопасить перевозки КНР и создать зону безопасности морской части проекта «Один пояс – один путь».

Важной частью соглашения является то, что Москва получит право без пошлины ввозить и вывозить через порты и аэропорты Судана боеприпасы и оборудование, необходимые для выполнения оперативных задач военными кораблями РФ.

Инициатором проекта является Судан

Переговоры стартовали в 2015 году по инициативе бывшего президента Судана Омара Хасана аль-Башира, желавшего получить российский военный объект, истребители Су-30 и Су-35, ЗРК С-400 и маленькие плавучие АЭС типа «Академик Ломоносов», были предложения о реализации в Судане гидроэлектростанций. Хартум видит в Москве решение своих военно-политических и экономических проблем.

«Масштабы объекта небольшие: он будет выполнять ограниченные функции, которые отвечают российским интересам в регионе, где сегодня появляются новые игроки, помимо нарастивших силу местных держав вроде Ирана и Турции. Из-за этого присутствие РФ в Судане объяснимо с учетом охраны путей и соблюдения международных правил судоходства», - констатирует Зинин.

Через Суэцкий канал проходит 12% мировой торговли и до 10% экспорта нефти и других энергоносителей. Если кто-то в одностороннем порядке решит данный маршрут перекрыть, то начнется мировой кризис по типу недавней блокировки Суэцкого канала.

РФ является важным игроком на рынке энергоносителей и продовольствия, российские фрахты также идут через этот маршрут. Напряженность в мире нарастает, поэтому принятие предложения суданской стороной позволит нам постоянно присутствовать в этом регионе.

«Судан действительно был инициатором проекта. Присутствие Москвы даст Хартуму возможность создать систему приема кораблей: РФ построит для этого объекта необходимую инфраструктуру», - резюмирует Зинин.

Суданцы подчеркнут суверенитет и готовность развивать отношения не только с Западом, но и с Россией, тем более у Москвы с Хартумом еще с советских времен существуют насыщенные связи в области обороны и безопасности.

Для нас Судан может стать воротами в Африку, а мы для Хартума – необходимым драйвером к развитию.

Судан является перспективным рынком

Не надо забывать про соседний Египет, где Россия будет строить атомную станцию и развертывать совместные производства. Судан является крупной страной и выгодным рынком сбыта несмотря на низкое экономическое развитие.

«Судан является перспективной страной, большой по размеру и располагающей запасами полезных ископаемых. С точки зрения климата в Судане можно выращивать все. 50 лет назад была предложена идея о Судане как о продуктовой корзине арабского мира, но затем последовали военные перевороты и правление исламистов», - заключает Зимин.

В стране шла долговременная гражданская война, в результате которой образовался Южный Судан – самое новое государство мира.

«Перспективы у России в Судане есть, главное, чтобы была стабильная ситуация. В стране есть платежеспособный спрос, производятся многие товары – например, хлопок, есть и нефтяные разработки», - констатирует Зинин.

Судан находится под санкциями, его связи с внешним миром ограничены, из-за чего логично желание Хартума развивать связи с Москвой.

«Необязательны большие проекты типа плотин и заводов, есть почва для сотрудничества среднего и малого бизнесов. Развитие должно пойти по пути использования природных ресурсов Судана, где растет абсолютно все», - резюмирует Зинин.

В Судане надо обустроить дороги, инфраструктуру, энергетику, сельскохозяйственные угоды, т. е. то, на что у России есть компетенции.

«Отношения Москвы и Хартума всегда были партнерские и дружественные, были периоды их остановки, но теперь ситуация налаживается и может дальше развиваться благоприятно», - заключает Зинин.

Кроме культуры и политики стоим вспомнить про культуру с туризмом.

«Мало кто знает, что на территории имеются древнеегипетские пирамиды. Были целые царства, распространившие египетское влияние вниз по Нилу: в Судане сохранились остатки величественных храмов и границ. Это не пирамида Хеопса, но того же порядка памятники, поэтому в Судане есть на что посмотреть – древнеегипетские царства доходили идо Хартума», - констатирует Зинин.