Путин заявил о возможной национализации за злостное невыполнение гособоронзаказа

Глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков на церемонии предложил Путину национализировать компании, которые не выполняют соцобязательства. Президент ответил: национализация — это крайняя мера.

Путин заявил о возможной национализации за злостное невыполнение гособоронзаказа
© BFM.RU

Но неожиданно продолжил мысль. Ее можно применять к тем компаниям, которые злостно не исполняют гособоронзаказ. И добавил, что сбои были. Хотя о гособоронзаказе главу государства как раз не спрашивали. Президент не стал пояснять, кого из частных оборонщиков он имеет в виду.

Эта отрасль, как оценивают эксперты, примерно на 97% принадлежит государству. Танки, ракеты, корабли, самолеты делают госкорпорации. Некоторые оборонные предприятия действительно были частными. Но они уже больше десяти лет назад перешли под госконтроль, замечает заместитель руководителя Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Константин Макиенко заместитель руководителя Центра анализа стратегий и технологий «Сейчас практически частного бизнеса в оборонной промышленности не осталось. После серии национализаций, которая была проведена во второй половине нулевых годов, частный бизнес практически полностью был вытеснен из оборонной промышленности. Он и тогда, в нулевые годы, был представлен достаточно ограничено, но тем не менее там была частная корпорация «Иркут», были кораблестроительные активы кое-какие частные. Все это было включено в более крупные государственные, вертикально интегрированные компании».

Конечно, частный бизнес так или иначе участвует в гособоронзаказе. Госзаводам нужны материалы, комплектующие. Или, например, радиолокационное оборудование, которое в том числе производят частники. И есть довольно крупные оборонные предприятия, в которых у государства нет контроля. Например, концерн «Калашников». Кстати, недавно 75% минус одна акция в нем перешли к новому частному собственнику. Хотя и с опытом госслужбы — основным владельцем стал бывший замминистра транспорта Алан Лушников. При этом у государственного «Ростеха» остался в Калашникове блокпакет.

Другой известный пример — «Кронштадт», входящий в АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Он, кстати, сам однажды прошел через национализацию, но только не оборонной, а одной известной нефтяной компании. «Кронштадт» производит беспилотники. И недавно глава Минобороны Сергей Шойгу проверил, как предприятие выполняет гособоронзаказ. Нашел ли министр сбои, не сообщалось. Но «Ведомости» писали, что Шойгу как раз инспектирует проблемные отрасли военной промышленности. Особенно с учетом того, как активно беспилотники использовал в Нагорном Карабахе Азербайджан, заметил источник газеты.

И, вероятно, слова Путина стоит воспринимать как предупреждение, говорит политолог Михаил Захаров.

Михаил Захаров политолог «Вряд ли это говорит о том, что частникам надо немедленно собирать узелки и готовиться садиться в тюрьму и делиться своей собственностью. Нет, скорее всего, просто это такая очередная ритуальная угроза на тему того, что срывать оборонзаказ не стоит. Другое дело, что в срыве оборонзаказа, когда он срывается, обычно виноваты вполне себе государственные компании. Частнику сложнее его сорвать, чем государственному управляющему».

За день до выступления Путина произошел трагический эпизод с рыбным траулером в Ленинградской области. Он накренился на площадке частного судостроительного завода компании «Пелла». Погибли два человека. Траулер — судно мирное. Но у самой компании были и оборонные заказы на строительство малых ракетных кораблей. Более того, в конце 2019-го на судостроительный завод подало в суд Минобороны, потребовав 3 млрд рублей неустойки по контракту на строительство этих кораблей.

И все-таки высказывание Путина явно касается крупной компании с разными бизнесами. Во-первых, президент попросил обратить внимание на его слова главу РСПП Александра Шохина. А во-вторых, Путин заметил, что государство исправно платит деньги компаниям в рамках гособоронзаказа. Но некоторые коллеги перебрасывают эти средства на другие свои бизнесы. И так быть не должно. В общем, можно предположить, что кто надо президента хорошо услышал.

Кроме того, Путин раскритиковал бизнесменов, которые в погоне за прибылью забывают о необходимости заботиться о работниках. Сказал, что цель бизнеса, на первый взгляд, это извлечение прибыли. Но добавил, что голый, дикий капитализм без заботы о людях неприемлем. И сравнил это с выстрелом в ногу и аутодафе.