Войти в почту

«Бесполезные» авианосцы США. Как разгоняется миф

В ближайшее время руководство Соединённых Штатов должно решить судьбу атомного авианосца USS Harry S. Truman, относящегося к классу Nimitz. С июня 2020 года корабль находится на военно-морской базе в Норфолке (штат Вирджиния). До этого судно выполняло задачи на Ближнем Востоке.

«Бесполезные» авианосцы США. Как разгоняется миф
© Русская Планета

Авианосец, названный в честь 33-го президента США, был построен в 1990-е годы. Гипотетически корабль может служить ещё около четверти века. Однако в Пентагоне и в конгрессе ещё во времена правления Дональда Трампа обсуждается перспектива его вывода из строя.

Списание авианосца было зафиксировано в одном из первоначальных проектов бюджета ВМС Соединённых Штатов на 2020 год. Согласно ему, завершение эксплуатации Harry S. Truman позволит аккумулировать финансы на другие цели. Планировалось, что корабль будет порезан на металл в 2024 году, однако против этого выступил Трамп.

Вопрос возник в связи с необходимостью проведения капитального ремонта стоимостью 6,5 млрд долларов. При этом по ценам 1990-х годов весь цикл работ по постройке Harry S. Truman обошёлся американскому бюджету в 4,5 млрд долларов.

Учитывая, что ежегодные расходы на эксплуатацию Harry S. Trumanсоставляют порядка 1 млрд долларов, перед ВМС США открылась возможность сэкономить около 30 млрд долларов (если, конечно, вывести за скобки затраты на утилизацию).

Сейчас американская судостроительная промышленность развивает программу строительства новых авианосцев класса Ford, которые представляют собой более технологичные платформы, чем корабли класса Nimitz.

Новая программа требует масштабных денежных вливаний. Естественно, её лоббистам выгодно рубить перспективу продолжения эксплуатации авианосцев предыдущего поколения.

Первопричина дилеммы, с которой столкнулись американцы, заключается в дефиците ресурсов на содержание авианосного флота. У США не хватало средств даже при Трампе, который разогнал статьи военных расходов до 750 млрд долларов.

С приходом в Белый дом демократической администрации ожидается снижение оборонного бюджета, причём значительное. Таким образом американскому руководству, видимо, всё-таки придётся пожертвовать Harry S. Truman, либо пустить под нож какую-нибудь дорогостоящую программу перевооружения.

В настоящее время Соединённые Штаты обладают 11 авианосцами. Много это или мало? В период холодной войны, а точнее в 1973 году, совокупная численность авианесущих платформ США достигала 30 единиц. Правда, наличие такой армады объяснялось необходимостью поддержки войск во Вьетнаме.

В нынешней геополитической ситуации, где Вашингтон не втянут в масштабные кровопролитные войны, нет смысла держать гигантский авианосный флот. Списание Harry S. Truman приведёт к тому, что в составе ВМС США останутся 10 плавучих аэродромов, что вряд ли каким-либо образом ослабит Соединённые Штаты.

К тому же у главных противников американской гегемонии сил пока явно недостаточно. Китай только недавно стал разворачивать программу строительства по-настоящему современных плавучих аэродромов, а в активе нашей страны вообще нет ни одного корабля подобного класса.

Единственная авианесущая платформа ВМС России — это многострадальный тяжёлый крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов». После завершения не слишком удачного сирийского похода (октябрь 2016 – февраль 2017) корабль находится в Мурманской области.

Руководство ВМФ очень долго утверждало техническое задание на ремонт и частичную модернизацию «Кузнецова». В процессе работ на корабле дважды произошёл пожар с людскими жертвами, а в декабре 2019 года он чуть было не затонул вместе с плавучим доком ПД-50.

В России бесконечно муссируется тема создания новых авианосцев. В 2017 году предполагалось, что будет заложен атомоход проекта 23000 «Шторм». Однако впоследствии предполагаемые планы военно-политического руководства РФ мельчали.

Последние новости посвящены уже возможности оснастить ВМФ неатомными и скромными по габаритам плавучими аэродромами — кораблём проекта 11430 «Ламантин» или универсальным морским кораблём (УМК) «Варан» разработки Невского проектно-конструкторского бюро (ПКБ).

Окончательное решение по-прежнему не принято, а «Кузнецов» в лучшем случае вернётся в строй ближе к середине 2020-х годов. Поэтому, в сущности, американцам не стоит опасаться серьёзной конкуренции со стороны геополитических противников как минимум ближайшие 10-15 лет.

Другой вопрос для Вашингтона заключается в том, насколько в принципе будет боеспособен действующий или частично сокращённый авианосный флот. Например, в годы холодной войны, то есть на пике противостояния с Советским Союзом в разных уголках мира, операционная доступность плавучих аэродромов США составляла порядка 40%.

Часть платформ находилась на плановом ремонте, другие выбывали из строя по причине аварий, поломок различных механизмов и агрегатов. Содержание авианосного флота всегда было делом технически сложным и крайне затратным с финансовой точки зрения.

Кроме того, эксплуатация авианосца требует регулярного поддержания в исправном виде авиакрыла (истребителей, самолётов дальнего радиообнаружения и наведения, вертолётов, БПЛА), привлечения к миссиям эсминцев, фрегатов и подлодок.

Плавучий аэродром никогда не отправляется в море в одиночку. Он всегда сопровождается «экскортом», способным защитить его от средств поражения противника. Любая миссия авианосца приводит к большому напряжению всех военно-морских сил.

Сейчас из 11 авианосцев США в море постоянно находятся только два корабля. Остальные платформы ремонтируются и простаивают в ожидании распоряжения о выходе на просторы Мирового океана. Отсюда как раз и возникают дискуссии на тему того, имеет ли смысл Соединённым Штатам держать такое количество кораблей.

Например, эксперт военно-аналитической организации CSIS (Center for Strategic and International Studies) Тодд Харрисон считает, что Пентагон должен замедлить строительство новых авианесущих кораблей. Также он указывает на их уязвимость для современных ракетных комплексов.

«Носители (авиации) становятся всё менее эффективными против противников, у которых есть противокорабельные ракеты с дальностью, которая превосходит размещённые на авианосце ударные самолёты. Этим оружием обладают такие страны, как Россия и Китай», — говорит Харрисон.

Подобный взгляд, безусловно, льстит Москве, которая не обременена наличием авианосного флота, но имеет в арсенале противокорабельные ракеты, в том числе гиперзвуковые. В федеральных СМИ регулярно проскальзывают мнения о том, что плавучие аэродромы якобы потеряли актуальность, превратившись чуть ли не в удобные мишени.

Однако такое представление об авианосцах далеко от реального положения дел. Авианесущие группировки, как и прежде, являются самым эффективным на море средством демонстрации силы и применения неядерных комплексов поражения. Самолёты и сопровождающие плавучие аэродромы корабли способны нанести огромный ущерб практически любому прибрежному государству.

Кроме того, достаточно хорошо отработаны методы защиты от ракетной атаки противника. Её обеспечивают корабельные комплексы ПВО, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и авиакрыло, которое может проводить разведку и уничтожать силы неприятеля. Немаловажную роль играет и информация, получаемая от спутников.

С высокой долей вероятности можно говорить о том, что угрожающие авианосной группировке вражеские силы не смогут навести свои дальнобойные ракеты, либо будут уничтожены после первого же залпа.