«Ильюшинские» полярники: открывая шестой континент
Сорок лет назад, 9 февраля 1981 года, советский самолет Ил-14 впервые приземлился на Южном географическом полюсе. На протяжении многих лет эта машина была надежным помощником на суровом континенте. Вместе с Ил-14 Антарктику осваивал тяжелый Ил-18, а потом Ил-76ТД. О самых известных «ильюшинских полярниках», их уникальных возможностях и огромном вкладе в освоение Антарктиды – в нашем материале.
Увидеть Антарктиду с неба
Два столетия назад русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев совершили одно из самых значительных географических открытий нового времени. В январе 1820 года, не побоявшись выйти в океан на своих деревянных шлюпах «Восток» и «Мирный», они обнаружили самый южный материк – Антарктиду. Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева провела ряд исследований и собрала уникальные научные на краю Земли: от описания диковинных пингвинов до открытия десятков новых островов.
Почти век спустя к изучению Антарктиды активно приступили Англия, Норвегия и Австралия. Причем между миссиями норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотт развернулась настоящая гонка на покорение Южного полюса. Кстати, именно участникам экспедиции Роберта Скотта удалось в 1902 увидеть Антарктиду с неба – конечно, не с самолета, а с привязного аэростата на полуострове Росса. Самолет над Антарктидой впервые пролетел в 1928 году. Одномоторный моноплан английской экспедиции облетел восточную кромку горного хребта над Антарктическим полуостровом и продемонстрировал, каким незаменимым помощником в Антарктиде может стать авиация.
Ил-12Б борт № Н-440 Полярной авиации. 3-я Антарктическая экспедиция
С середины XX века разные страны стали создавать на шестом континенте постоянные базы. В 1956-1957 годах СССР основал две станции, названные в честь шлюпов Беллинсгаузена и Лазарева, – «Мирный» и «Восток». Помимо всего прочего, в состав первой советской экспедиции вошла авиатехника, в том числе самолет Ил-12. Именно на этой машине 25 февраля 1956 года был совершен первый разведывательный полет в район Южного геомагнитного полюса, где планировалось создать станцию «Восток». В 1958 году Ил-12 совершил перелет над центральными районами антарктического материка и стал первым советским самолетом, пролетевшим над Южным полюсом и первым советским самолетом, который пролетел над двумя полюсами Земли.
С этого момента авиация стала надежным помощником нашим полярникам – в суровых условиях обеспечивала жизнедеятельность полярных станций, доставляя экспедиции, научное оборудование и продовольствие, а также не раз спасая полярников в экстремальных ситуациях.
Ил-14: «крепкий русский мужичок»
В 1962 году был испытан арктический вариант самолета Ил-14П с убирающимся лыжным шасси, который на долгие годы оказался незаменимым в Антарктике. Лучше всех о работе Ил-14 рассказывают воспоминания самих полярных летчиков. В книге «С Антарктидой только на Вы...» командир нескольких авиационных отрядов в Антарктиде Е.Д. Кравченко так тепло отзывается об этой машине: «Каким же микроскопически маленьким и одиноким должен выглядеть наш Ил-14 из космоса на фоне Антарктиды и океана, с их бесконечностью просторов, мощью стихийных сил, которым, порой, ничто не может противостоять. Но он летит, летит, укрывая и согревая нас, даря ощущение безопасности, каждой минутой полета внушая надежду – все должно быть хорошо. И в душе снова возникает благодарность к людям из ОКБ С.В. Ильюшина, создавшим этот самолет».
Кравченко называет Ил-14 «крепким русским мужичком, терпеливым, неприхотливым, способным работать в любых условиях». Ил-14 не были страшны ни разряженный воздух, ни морозы до 70 градусов, ни сильное обледенение. Как писал выдающийся авиаконструктор самолетов марки «Ил», академик Генрих Новожилов, Ил-14 поражал своими полетами в высоких широтах даже своих создателей.
Авиарейс «Москва – Антарктида»
С течением времени стало ясно, что без тяжелой авиации на шестом континенте не обойтись. В декабре 1961 года было принято решение об использовании тяжелых турбовинтовых самолетов Ан-12 и Ил-18. Тогда на этих машинах был выполнен перелет из Москвы через Индию, Индонезию, Австралию и Новую Зеландию до станции «Мирный» (так называемый «восточный маршрут»). За 44 часа Ил-18В пролетел в общей сложности почти 26 тыс. км. Дополнительные топливные баки в пассажирской кабине позволили увеличить дальность полета, а специальное пилотажно-навигационное оборудование помогало ориентироваться над ледяными просторами.
Самолет Ил-18В не только перевозил полярников, грузы и оборудование, но и помогал в научных исследованиях. Летающая лаборатория на базе самолета Ил-18Д за несколько сезонов дала геофизикам такой объем информации, на получение которой ранее уходили десятки лет.
10 февраля 1980 года Ил-18Д впервые стартовал из Москвы в Антарктиду по новому, кратчайшему маршруту. Путь прошел через Азию и Африку и получил название – «центральный». За 26 летных часов самолет преодолел 15 992 км. Новая воздушная трасса стала почти вдвое короче «восточной». А уже 16 февраля этот самолет совершил беспосадочный полет от станции «Молодежная» до Южного полюса и обратно, во время которого была проведена короткая научная программа. Спустя неделю машина вернулась в Москву, преодолев в общей сложности более 45 тыс. км. Именно этот перелет проложил авиационный «мост» из СССР в Антарктиду – было решено соединить Москву с ледяным континентом регулярным авиасообщением. Правда, нужно было решить еще одну проблему – построить здесь аэродром для приема тяжелых самолетов «Ильюшина». Он был возведен на склонах горы Вечерняя, в 12 км от станции «Молодежная». Местную взлетно-посадочную полосу часто называли слоеный пирог – строители слой за слоем с помощью специальных дорожных машин оплавляли снег и тут же его укатывали.
Полет продолжается
В 1986 году к антарктическим полетам Ил-18Д присоединился самолет Ил-76ТД. С 2001 года он летает в Антарктиду в рамках DROMLAN – совместного проекта стран, которые имеют свои полярные базы. Помимо нашей страны, в нем участвуют Бельгия, Великобритания, Германия, Индия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция, Южная Африка и Япония. Российский самолет на фоне своих иностранных «собратьев» считается одним из лучших – и по скорости, и по грузоподъемности. Кстати, именно Ил-76ТД доставил в ноябре 2013 года на антарктический аэродром неправительственную экспедицию принца Гарри Уэльского.
С 2016 года в Антарктиду летает самолет Ил-76ТД-90ВД, который является глубокой модернизацией Ил-76ТД. Машина имеет увеличенную дальность полета за счет более экономичных двигателей ПС-90А-76. Кроме того, эти двигатели имеют пониженный показатель шума и считаются более экологичными, что особенно важно для Антарктиды – самого чистого материка на планете.
Ведутся работы и по развитию внутриконтинентальных авиационных перевозок – Антарктида в ожидании преемника легендарного Ил-14. Им может стать новая модификация самолета Ил-114-300 на колесно-лыжном шасси. Новые машины продолжат династию легендарных «ильюшинских» полярников – самолетов Ил-12, Ил-14, Ил-18Д и Ил-76ТД. Эти машины стали надежными помощниками в освоении ледового континента – Антарктида потеряла свои полюсы недоступности и стала намного ближе.
В материале использованы фрагменты статьи Николая Таликова, главного конструктора ПАО «Ил», «Самолеты «Ил» в освоении шестого континента» // Журнал «АвиаСоюз», № 1 (79).