Любой российский лидер «будет стремиться включить Польшу в сферу своего влияния». Об этом заявил вице-премьер, министр труда и развития европейской республики Ярослав Говин. По его словам, конкуренция между Варшавой и Москвой неизбежна, поскольку «напасть» на Россию можно только с Запада. Как отмечают эксперты, подобные высказывания иррациональны и не подкреплены аргументами. Такая риторика направлена на повышение значимости Варшавы с точки зрения Вашингтона, считают аналитики.
C геополитической точки зрения Польша может попасть под влияние России. Об этом заявил вице-премьер, министр труда и развития Польши Ярослав Говин. В ходе интервью польскому порталу Gazeta он отметил, что к такому выводу можно прийти, оценив географическое положение этих двух государств.
«Вот я смотрю на карту Евразии: небольшой мыс, над которым нависает огромный медведь — Россия», — сказал Говин.
По его словам, конкуренция между Варшавой и Москвой предопределена «географическим фатализмом». Политик подчеркнул, что на Россию нельзя напасть ни с юга — там Кавказ, ни с востока — там Сибирь, ни с севера — там океан.
«Это возможно осуществить только с западного направления — через равнины Польши и Украины. Любой российский царь, генсек или президент будет стремиться включить эти две страны в сферу своего влияния», — считает польский чиновник.
Поэтому главный государственный интерес Польши заключается в членстве в ЕС, уверен Ярослав Говин.
«Альтернатива проста: если кто-то видит будущее Польши вне ЕС, хочет он этого или нет, но проецирует передачу Польши под влияние Кремля», — заявил министр.
Польские политики заявляют об «угрозе», якобы исходящей от России, далеко не впервые. Более того, именно под этим предлогом Варшава активно наращивает военное присутствие США на своей территории, а также закупает у Вашингтона вооружения.
В 2018 году европейское государство заключило с заокеанским партнёром сделку на поставку ЗРК Patriot на сумму $4,75 млрд. Затем в январе 2020 года Варшава подписала контракт на покупку у американской стороны 32 истребителей F-35 общей стоимостью $4,6 млрд.
Помимо закупок американского оружия, Польша постоянно демонстрирует Соединённым Штатам свою заинтересованность в расширении американского военного контингента, размещённого на её территории. Польские политики даже выражали готовность выделить из бюджета страны $2 млрд на строительство постоянной американской базы, однако этот план пока не был реализован.
Кроме того, в конце сентября 2019 года президент США Дональд Трамп и его польский коллега Анджей Дуда во время встречи на полях 4-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке подписали декларацию, предусматривающую увеличение контингента войск США в Польше. Согласно документу, к 4,5 тыс. американских военнослужащих, уже размещённых в Польше на ротационной основе, присоединятся ещё 1 тыс. военных.
После встречи с Трампом и подписания декларации Дуда заявил, что такие действия являются «адекватной реакцией» на российскую политику.
На фоне подобного наращивания военного сотрудничества, США рассматривают Польшу как одного из главных проводников своих интересов в Европе. В мае этого года на фоне дебатов в Германии по поводу присутствия в стране американского ядерного оружия, американский посол в Польше Джорджетт Мосбахер заявила, что при необходимости его у себя разместит Варшава.
Кроме того, на территории республики регулярно проводятся военные манёвры с участием вооружённых сил США и НАТО. Так, в конце ноября в стране прошли учения Tumak 20, в которых были задействованы более 1,2 тыс. военнослужащих из Соединённых Штатов, Великобритании, Румынии, Польши и Хорватии. В пресс-службе боевой группы Усиленного Передового Присутствия НАТО в Польше заявили, что эти учения призваны продемонстрировать, что группа «способна дать смертоносный отпор любому потенциальному агрессору в регионе».
Кроме активной милитаризации при участии США и НАТО, Польша последовательно выступает с политическими демаршами в адрес России. Так, в середине ноября пресс-секретарь министра-координатора спецслужб Польши Станислав Жарин заявил, что Москва якобы предпринимает попытки испортить репутацию Варшавы в мире.
«Одна из тенденций, которую мы постоянно наблюдаем, заключается в попытке очернить, испортить и нанести урон имиджу Польши на международной арене, особенно внутри ЕС и НАТО. Россия постоянно пытается представить Польшу в качестве проблемной страны, к которой союзникам следует относиться с определённой долей недоверия», — заявил Жарин.
Функционер подчеркнул, что именно Россия представляет для Польши наибольшую угрозу.
«Россия проводит действия, опираясь на ложь, манипулирует имиджем Польши, НАТО, Запада, сознательно и цинично врёт, чтобы достичь своих целей и при случае навредить нам. Россия стала использовать ложь в качестве способа, с помощью которого она сегодня оказывает влияние на другие страны», — сказал он.
Кроме того, по словам Станислава Жарина, российская сторона якобы организует против Польши военные провокации, ведёт агрессивную дипломатическую и разведывательную деятельность, задействует финансовые и энергетические рычаги и осуществляет хакерские атаки.
Польское руководство достаточно давно эксплуатирует тему возможного российского расширения на Запад, имея в виду балтийский регион, напомнил в разговоре с RT профессор МГИМО, руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.
«За подобными идеологическими, русофобскими высказываниями не стоит искать рациональных аргументов, поскольку они иррациональны с точки зрения оценки российских намерений, «угрозы». Сегодня государственная политика Польши направленна на усиление своих позиций в программе «сдерживания» России, повышения своего рейтинга, значимости в американской политике. Если огонёк российской «агрессии» польские политики не будут поддерживать всеми силами, тогда они проиграют по всем показателям», — пояснил Данилов.
Он считает, что ближайшей перспективе Польша останется в первых рядах тех, кто заинтересован в продолжении политики по усилению «сдерживания» России. Как отметил политолог Александр Асафов в интервью RT, польское руководство активно продвигает так называемую Ягеллонскую идею — альтернативный псевдоисторический проект, согласно которому наиболее значимым на протяжении последних десяти веков центром славянских народов является не Москва, а Великое княжество Литовское.
«В этой абсурдной логике преобладает следующий тезис: Россия находится по якобы несправедливым обстоятельствам в более выгодном географическом положении. Кроме того, таким образом польское руководство, у которого сейчас складываются достаточно прохладные отношения с ЕС по ряду вопросов, пытается доказать Брюсселю, что тот не сможет без Варшавы и Киева противостоять Москве, отразить исходящую от неё «угрозу», — пояснил политолог.
По его словам, позиция польской правящей партии, а также президента республики полностью подчинена политике США, которым необходимы сильные русофобские настроения у границ РФ со стороны Польши, стран Балтии, Украины.
«Всё это уже стало элементом внутренней политики. Но подобная позиция неэффективна, поскольку граждане Польши в большинстве своём не имеют никаких претензий к России. Допускаю, что между РФ и Польшей возможны конструктивные отношения, но только после того, как в республике сменится власть, партия «Право и справедливость» утратит рычаги управления государством. Ведь Москва и Варшава — соседи, у них много общего. Конечно, есть в истории взаимодействия двух стран есть и сложные моменты, но так или иначе разногласия по этому поводу можно преодолеть», — считает Асафов.