Огненный морской змей: как прошла первая в мире успешная торпедная атака
В ночь с 13 на 14 января 1878 года на рейде Батума впервые в мире состоялась успешная торпедная атака. Катера "Чесма" лейтенанта Измаила Зацаренного и "Синоп" лейтенанта Осипа Щешинского потопили турецкую канонерку "Интибах".
После поражения в Крымской войне Россия 15 лет не имела на Черном море полноценного военного флота. Пять паровых фрегатов и два плавучих монитора береговой обороны Александра Попова не в счет - низкая мореходность и круглая форма делали броненосцы непригодными для плавания в открытом море. А вот Турция имела 15 броненосцев, 18 винтовых фрегатов и корветов, восемь мониторов, семь канонерских лодок и около 80 вспомогательных мелких судов.
Тогда будущий адмирал Степан Макаров предложил связать османскую армаду атаками минных катеров. Для этой цели мобилизованный из торгового флота пароход "Великий князь Константин" был переоборудован в базу для спускаемых на воду катеров и миноносок. Поначалу пользовались шестовыми и буксируемыми минами, достигнув, хотя и не сразу, заметных успехов.
В ночь на 16 декабря 1877 года минные катера впервые атаковали противника с помощью "самодвижущихся мин Роберта Уайтхеда". Кстати, оружие было не только инновационным, но и дорогим. За 100 торпед и лицензию на производство Россия заплатила изобретателю немалые деньги - девять тысяч фунтов стерлингов. Однако, торпеды прошли между фрегатом "Махмудие" и броненосным корветом "Ассари-Тевфик". Газета "Кронштадтский Вестник" № 10 от 22 января 1878 года перепечатала статью из газеты The Times, корреспондент которой испытал "сильное впечатление".
"Ночь была темная и пасмурная, так что русское судно или суда могли занять свое место прежде чем что-либо выдало их присутствие сторожевым шлюпкам. Первое, что увидели с наших катеров, был огненный морской змей, который пронесся с невероятной быстротой по верхушкам волн... Я стоял на палубе флагманского судна, когда с шипением мимо нас пронеслось одно из этих отвратительных чудовищ. Оно шло, как казалось, почти по поверхности воды, со скоростью около 12-ти миль (20 км/ч), издавая глухой шум и оставляя за собой яркий фосфорический след. Пройдя за нашей кормой, чудовище ударилось о цепь, на которой мы стояли, ошвартовавшись к берегу, не разорвалось, и остановилось у деревянной обшивки пристани, где и было найдено на другое утро".
Вторая попытка оказалась результативной. Сохранился рапорт лейтенанта Измаила Зацаренного: "Подойдя к сторожевому судну я дал самый малый ход и с расстояния 40-30 саженей (около 70 метров) выстрелил миною Уайтхеда, в то же время и лейтенант Щешинский пустил свою мину. Последовавшие два одновременно взрыва в правый борт, мой по направлению грот-мачты, а Щешинского правее, подняли высокий и широкий черный столб воды в полмачты, послышался страшный треск, и пароход, накренившись на правую сторону, через минуту совершенно скрылся под водою, а затем и мачт не стало видно, и только большой круг обломков указывал место его гибели".
Позже стало известно, что на дно отправилась канонерка "Интибах" водоизмещением 163 тонны, вооруженная двумя 102-мм пушками, а также одним 57-мм орудием. Из 35 человек турецкой команды в живых остались лишь 12 человек. За успешную операцию лейтенанты Зацаренный и Щешинский получили ордена Георгия 4-й степени и звание капитан-лейтенантов. Их командир Макаров закончил кампанию в чине капитана 2-го ранга и флигель-адъютанта свиты его императорского величества. За смелость награжден золотой саблей с надписью "За храбрость", орденом Владимира 4-й степени и орденом Георгия 4-й степени.