Парламент Турции через несколько дней рассмотрит вопрос об отправке войск в Ливию. СМИ уже сообщают о переброске под Триполи подконтрольных Анкаре боевиков из Сирии. Одновременно Италия призывает ввести над Ливией бесполетную зону. Но в НАТО нет единой точки зрения по этому поводу. А вот намерения Турции не вызывают сомнений: скоро Анкара может стать участницей сразу двух конфликтов в Средиземном море.
Правительство Ливии запросило у Турции военную поддержку
Предложение объявить над Ливией бесполетную зону, с которым ранее выступил итальянский премьер Джузеппе Конте, ассоциируется с авиаударами НАТО во время войны против Муаммара Каддафи. Такую параллель в понедельник провел глава российской дипломатии Сергей Лавров, выступая по итогам встречи с иранским коллегой Джавадом Зарифом.
«Ведь НАТО стала бомбить Ливию после того, как Совет Безопасности ООН принял ровно такое же решение: объявить бесполетную зону над Ливией», – цитировал Лаврова ТАСС.
Премьер-министр Италии Конте полагает, что введение бесполетной зоны в Ливии может послужить прекращению столкновений между Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара и ополченцами, которые воюют на стороне международно признанного «Правительства национального согласия» (ПНС) Фаиза Сараджа. В минувший четверг Путин обсудил с премьером Италии Джузеппе Конте ситуацию в Ливии.
Отметим, что во время войны с Каддафи Италия не была инициатором резолюции Совбеза ООН о бесполетной зоне, открывшей дорогу к натовским воздушным ударам. Итальянцы не играли и «первую скрипку» собственно в операции НАТО. Но похоже, что в ходе нынешнего конфликта бывшая метрополия решила принять более активное участие в судьбе экс-колонии.
«С другой стороны, предложение Конте – это всего лишь предложение, ведь итальянцы же не могут создать бесполетную зону своими собственными силами», – сказал газете ВЗГЛЯД научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Михаил Рощин. «Надо подождать результатов обсуждения этой идеи в ООН. Скорее всего, Рим сделал чисто предварительное заявление», – подчеркнул эксперт.
Цель заявления – спасти политическим путем режим Сараджа, до того, как Турция начнет ему активно помогать военным путем, считает эксперт.
В понедельник в турецкий парламент внесли законопроект об отправке войск в Ливию, депутаты планируют его рассмотреть 2 января. Судя по всему, в Анкаре полагают: предложенная Италией идея бесполетной зоны не поможет Сараджу, и требуется прямая военная помощь, которую и окажет Турция.
Многие эксперты и политики уверены в том, что «играть» на стороне Сараджа против Хафтара турки стали гораздо раньше, чем был внесен законопроект, и еще до того, как ПНС официально обратилось к Анкаре с запросом о военной поддержке.
В середине декабря появились сообщения, что Турция направила спецназ на помощь Сараджу. Через несколько дней верные Хафтару военные задержали судно с турецким экипажем. Тогда же в ЛНА заявили о том, что отследили транспортный «Боинг», прилетевший из Стамбула – вроде бы с военной техникой. Сторонники Хафтара пригрозили сбивать борты с оружием.
Другую воюющую сторону, армию Хафтара, которую с точки зрения «буквы закона» можно считать мятежной – поддерживает Египет и в меньшей степени ОАЭ. 18 декабря президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси заявил, что Каир продолжит поддерживать Хафтара. А накануне этот ливийский военачальник объявил о намерении посетить Каир. Подробности поездки не сообщаются, но напрашивается вывод – речь может пойти об усилении египетской поддержки ЛНА, которая уже несколько месяцев вытесняет сторонников Сараджа из столицы Ливии Триполи. Правда, как сообщил в понедельник ТАСС, крупный пригород столицы Таджура по-прежнему находится под контролем сил Сараджа.
В минувшую субботу появилась информация, которая еще более усложняет ливийский «расклад» – если это сообщение, конечно, верно. Саудовский телеканал «Аль-Хадас», со ссылкой на источники в сирийской оппозиции, сообщил: на минувшей неделе турки перебросили в Ливию первую группу из 120 сирийских боевиков.
Утверждается, что четыре центра для вербовки работают в контролируемых турецкой армией и протурецкими группировками городах северной Сирии: в Африне, Эр-Раи (Чобанбее) и Ахтерине. Источники сообщают, что «рекрутский набор» боевиков ведет так называемая «Бригада «Султан Мурад». Это вооруженная группировка, ориентирующаяся на Анкару, и преимущественно состоящая из родственных туркам сирийских туркоманов. Утверждается, что Турция намерена мобилизовать 8 тысяч боевиков из Сирии для переброски в Ливию, передал ТАСС.
При этом подчеркнем – официально Анкара никак не участвует в ливийском конфликте. Новости о том, что Турция перебрасывает свои войска или сирийских оппозиционеров в Ливию, – всего лишь слухи, заявил газете ВЗГЛЯД турецкий политолог Тогрул Исмаил. «Это вообще смешно. Демократическая страна не вмешивается во внутренние дела и не нарушает международные нормы», – подчеркнул турецкий эксперт. При этом эксперт напомнил о соглашении, недавно заключенном между Турцией и Правительством Национального согласия Ливии. «Официальное ливийское правительство находится в крайне сложной ситуации, потому что генерал Хафтар занимает большую территорию. Но нужно понимать, кто и как его поддерживает», – сказал турецкий политолог.
Если предположить, что сирийских боевиков все-таки уже перебрасывают в Ливию, то, скорее всего, это делается «по различным маршрутам: либо через Тунис, либо напрямую в ливийский порт Мисурата», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД глава центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов.
Мисурата – третий по величине город Ливии после столичного Триполи и Бенгази. В отличие от Бенгази, который находится в глубоком тылу войск Хафтара, и Триполи, за который Хафтар ведет борьбу, Мисурата плотно контролируется группировками сторонников ПНС. К слову, исторически здесь проживает крупнейшая в Ливии турецкая община (до половины населения города-порта имеет турецкие корни).
Востоковед Михаил Рощин также полагает, что самый надежный способ переброски из Турции в Ливии – по морю.
«Но он потребует времени, несмотря на то, что Средиземное море не такое уж широкое», – отметил эксперт. Рощин полагает: «Авиадесант потребует очень серьезных усилий. Кроме того, есть угроза, что турецкие военные самолеты попросту будут сбиты».
Да и в целом, по мнению востоковеда, пока что о масштабной турецкой операции в Ливии говорить рано. «Планы военной интервенции в Ливию выглядят как авантюра, как опрометчивый шаг. Пока не совсем понятно, какие силы Эрдоган хочет перебросить в Ливию», – считает эксперт.
Но по большому счету Турция уже не скрывает переброски сирийских вооруженных оппозиционеров в Ливию, – со своей стороны отмечает Кирилл Семенов. «ПНС пока отказывается от этого, а для Турции подобная переброска не является проблемой, потому что на стороне Хафтара, как известно, также воюют представители Судана и Чада», – указал Семенов. По его мнению, «также есть немало доказательств присутствия там российских сил».
Напомним, что на днях Эрдоган заявил, что на территории Ливии якобы находятся 2 тысячи наемников из так называемой российской «частной военной компании Вагнера». Как отмечала газета ВЗГЛЯД, существование подобной ЧВК никогда официально не подтверждалось, а само имя «вагнеровцев» превратилось в условное обозначение российских добровольцев, которые выполняют военные задания за рубежом по частным заказам. Скорее всего, турецкий президент имел в виду нечто подобное. Ранее газета ВЗГЛЯД подробно анализировала вероятность наземного боевого столкновения турок с россиянами, в случае, если те и другие действительно присутствуют в Ливии. Теперь в дело вмешивается «сирийский фактор».
«Столкновения с сирийскими боевиками могут происходить, – предполагает Семенов. – Но я не думаю, что россияне активно участвуют в столкновениях на земле. Они, скорее всего, выполняют иные функции. А именно: оказывают консультативную помощь, охраняют штабы высокопоставленных ливийских деятелей. Хотя, конечно, возможны какие-то отдельные спецоперации. Но это не такая армия, которая сидит в окопах».
В целом, столкновения возможны, но они опять же никак не поменяют ситуацию даже в отношениях России и Турции, считает Семенов. «Как бы странно это не было, это может способствовать тому, что Россия и Турция выйдут на диалог по Ливии и смогут усадить стороны за стол переговоров», – считает эксперт.
По мнению Семенова, нынешняя ситуация вокруг Ливии кардинально отличается от того, что происходило в 2011 году, когда оппозиционеры и НАТО совместно действовали против Каддафи. «Авиаудары НАТО абсолютно исключены, потому что непонятно, по кому бить. У Хафтара есть партнеры в Североатлантическом альянсе, – считает политолог. – Но если допустить, что это будет какое-то «принуждение к миру», и какие-то авиаудары потребуются, то они могут в равной степени наноситься по тем, кто будет нарушать это соглашение вне зависимости от симпатий или антипатий. Страны НАТО имеют разную позицию по конфликту в Ливии, то есть одного общего взгляда в альянсе нет, как и в США».
То, что вновь упоминается бесполетная зона над Ливией, может вызвать чувствительную реакцию в России, полагает Семенов. Но, как уже говорилось, речь идет лишь о предложении Италии.
Во-вторых, «сама по себе идея – правильная», полагает востоковед.
«Если будет введена бесполетная зона, это может привести, как минимум, к некой стабилизации обстановки в Сирии, потому что в последнее время тот же Хафтар проводит атаки исключительно с помощью беспилотников, которые ему предоставили ОАЭ», – указал эксперт.
Отказ использовать авиацию в самом конфликте в Ливии – это разумное решение, которое как минимум сократит количество погибших гражданских лиц, а самое главное – это может стать первым шагом к началу какого-то мирного процесса, считает Семенов. Возможно, это будет мирный процесс аналогичный тому, что мы наблюдали, например, в случае межсирийских переговоров в Астане.
«При этом введение бесполетной зоны не помешает Хафтару взять под контроль Триполи», – считает эксперт. Другое дело, что фельдмаршал пытается взять столицу, начиная с апреля, а все его попытки ничем не оканчивались кроме небольших продвижений, которые затем армия, лояльная Сараджу, все равно возвращает. Напомним, что 12 декабря Хафтар пообещал, что его Ливийская национальная армия приступает к «решающей битве» за столицу, но, как передает ТАСС, «напряженность присутствует лишь на южном направлении, в частности в районе Салах-эд-Дин, куда ранее продвинулись отряды ЛНА». «Кардинально поменять ничего не может, но уже гибнут мирные люди, поэтому чем больше затягивается конфликт, тем больше жертв», – отметил Кирилл Семенов.