Войти в почту

Иностранные игроки стремятся дестабилизировать Судан для доступа к ресурсам

Вмешательство зарубежных игроков во внутренние политические и экономические процессы Судана осложняет нормализацию ситуации в этой стране, считает российский африканист Александр Зданевич. В данном случае Россия заняла наиболее взвешенную позицию, называя внешнее давление, ультиматумы, и тем более вмешательство неприемлемыми подходов, который ведет к обострению конфронтации в Судане. Цели иностранных игроков в Судане По информации оппозиции Судана, военное руководство страны эксплуатируются иностранными державами, стремящимися использовать природные ресурсы страны и ее стратегическое положение. В частности береговая линия Судана на Красном море является важным морским путем. Среди основных бенефициаров ослабления Судана называются ОАЭ, Китай и Саудовскую Аравию, которую хотят увеличить влияние в этой стране и получать суданские ресурсы по низкой цене. По большей части они покупают у Судана золото и нефть. Конкурировать с этими игроками в политическом поле пытаются Турция и Катар, подписавшие ранее соглашение с Суданом об инвестициях в развитие порта в городе Суакин. Таким образом они хотят получить выход в Красное море к торговым путям. Кроме того, Турция хочет установить там военное присутствие и усилить свое влияние в регионе. «Иностранные игроки здесь используют совершенно разные способы – от политических до экономических. Давление на Судан повсеместно нарастает, а ситуация и в северной части страны, условно Большом Судане, и в Южном Судане далека от стабильной. Проблемами пользуются все, кто притянут по разным поводам к Красноморскому бассейну, к проблемам региона. Они намерены при любой удобной возможности обернуть в свою пользу сложившуюся нестабильность. В регионе сохраняется достаточно сложный узел взаимодействия, потому что торговый поток в области Суэцкого канала крайне плотный. Многие региональные державы хотя влиять на перевозки в области проливов, так как это дает существенные преимущества на всех этапах развития отношений. Причем ближневосточный кластер стран параллельно разрешает какие-то свои локальные задачи, например, при противостоянии в Йемене. Китай, Саудовская Аравия и ряд других стран стремятся в Африку за ресурсами. С недавних пор достаточно плотно возвращаются США. Практически со всех сторон давление нарастает и пока не произойдет стабилизация, а этому как раз и противодействует региональные игроки, ситуация только продолжит ухудшаться. В текущих условиях будущее самой страны выглядит туманно», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» Александр Зданевич. Позиция России по решению проблем в Судане Напомним, в начале апреля текущего года в Судане произошел государственный переворот. Военнослужащие республики объявили об отстранении от власти президента страны Омара аль-Башира. Глава оборонного ведомства республики заявил о взятии власти в стране военными на два года и начале переходного периода. Эксперты сходятся во мнении, что только назначение правительства и проведение выборов дают шанс ликвидировать политический кризис в стране. Но ситуацию осложняет вмешательство зарубежных игроков. Согласно многочисленным расследованиям, Запад во главе с США намерен продолжать попытки повлиять на ситуацию. Как предположил чуть ранее руководитель департамента стран Азии и Африки Института политических исследований Арсений Григорьев, принцип невмешательства во внутренние процессы обеспечить будет крайне сложно, так как слишком много игроков заинтересованы в том или ином развитии событий. Москва же поддерживает контакты со всеми сторонами конфликта в Судане, называя главным условием нормализации ситуации - проведения выборов и усмирение провокаторов, выступающих против стабилизации обстановки. Урегулирование внутренних проблем в Судане в МИД РФ называют делом исключительно самих суданцев, в то время как внешнее давление, ультиматумы, и тем более вмешательство российские дипломаты считают неприемлемыми и ведущими к обострению конфронтации. «С точки зрения политического давления и экономического урегулирования ситуации подход РФ оправдан. Мы не хотим выступать в роли полицейского государства на международной арене и навязывать какой-то собственный взгляд на разрешение конфликтов. Мы даем вполне ясные рекомендации дипломатическим языком, высказываясь об озабоченности ситуацией в Судане. Если мы говорим о развитии независимого государства, то никакие попытки повлиять на ситуацию со стороны, недопустимы, как это прописано в международных нормах. Россия взаимодействует со всеми сторонами конфликта. И такой подход поддерживает нашу внешнеполитическую концепцию о том, что РФ работает только с легитимной властью и только на пользу позитивных моделей взаимодействия внутри государств, находящихся в ситуации нестабильности. В этой связи наша позиция звучит корректно и выдержанно. Мы пытаемся для себя на будущее сохранить эту площадку, поэтому не станем размахивать в Судане мечом. Хартум является значимой точкой для дипломатических маневров РФ, в частности проблематика Центральноафриканской республики обсуждалась как раз на площадках Хартума», - резюмирует Александр Зданевич.

Иностранные игроки стремятся дестабилизировать Судан для доступа к ресурсам
© ФБА "Экономика сегодня"