Небензя в ООН: Россия будет отстаивать в Совбезе свои интересы перед лицом США
Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому постоянным представителем России при ООН стал кадровый дипломат Василий Небензя, занимавший до вчерашнего дня пост заместителя министра иностранных дел РФ и курировавшего в ведомстве гуманитарное направление. Место постоянного представителя РФ при ООН было вакантно пять месяцев Таким образом, Кремль нашел замену Виталию Чуркину, который скоропостижно скончался 20 февраля этого года на своем рабочем месте в Нью-Йорке, причем эти пять месяцев задержки говорят о том, насколько важен для России пост постоянного представителя при ООН. Впрочем, это неудивительно, поскольку в ситуации геополитического противостояния, которое сегодня идет между Москвой и Вашингтоном, работа в рамках ООН снова вышла на первый план, поскольку позволяет сглаживать противоречия, существующие в современном мире. Первый проректор Московской высшей школы, доктор исторических наук Борис Шмелев в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что фигура постоянного представителя при ООН очень важна для России, поскольку через этот институт наша страна доводит свою позицию по важным вопросам до других государств и всего мирового сообщества. «С помощью механизма этого представительства отстаиваются национальные интересы России – через Совбез ООН проводятся и обсуждаются необходимые нам документы, а также там решаются самые важные вопросы современной мировой политики», - резюмирует Шмелев. Решения Совбеза ООН представляют собой большую ценность Ведь очень важно – одобрит Совбез ООН ту или иную резолюцию или не одобрит, от этого порой зависит судьба не только многих проблем международных отношений, но и целых стран. Достаточно вспомнить, судьбу резолюции Совета безопасности №1973 от 2011 года, которая санкционировала иностранное вмешательство в гражданский конфликт в этой стране для защиты проживающего в Ливия мирного населения. Россия тогда вместе с Китаем, Германией, Бразилией и Индией воздержалась от голосования, и это привело к тому, что западные страны интерпретировали положение о бесполетной зоне, как право наносить удары с воздуха по территории Ливии. Это привело к свержению режима Муммара Каддафи, его физическому уничтожению, а также к тому, что на территории Ливии уже шесть лет продолжается анархия, а само это государство стало одним из крупнейших «экспортеров» терроризма и беженцев в современном мире. Аналогичный алгоритм западные страны хотели провести в Сирии, но жесткая позиция России не дала им формального права сместить режим Башара аль-Асада силовым путем, что привело, как к расцвету терроризма на Ближнем Востоке, так и к первому геополитическому поражению США и Запада с эпохи восьмидесятых годов и распада Советского Союза. При этом, тот факт, что в Сирии не произошло того, что случилось в 2011 году в Ливии, вызван именно тем обстоятельством, что Москва не пошла на попятную в рамках переговоров о будущем этой страны и ее политического режима на прениях Совета безопасности ООН. Постоянный представитель при ООН – это высокая должность в структуре МИД РФ «Так что, пост постоянного представителя России при ООН является очень важным, и его всегда занимали видные российские дипломаты. Это были либо люди в статусе заместителя министра иностранных дел, либо люди, которые приравнивались к этому статусу. Можно вспомнить, что Сергей Лавров – нынешний глава МИД РФ, до своего назначению на текущую должность был в течение 10 лет постоянным представителем России в ООН», - констатирует Шмелев. Кроме того, нельзя забывать про то, что сегодня России нужно отстаивать свою позицию в рамках Совбеза ООН не только по известным региональным конфликтам, но и вообще активно выступать против стратегии Запада по уменьшению влияния этой международной организации. Дело в том, что в США достаточно популярна точка зрения, что Совбез ООН утратил свою роль, как главной международной организации после распада Советского Союза и поражения Москвы в Холодной войне, вследствие чего, наличие этого органа сильно сдерживает геополитические устремления США по одностороннему переустройству современного мира. «Разговоры об упадке ООН и Совбеза, как единственного обязывающего органа в рамках современной международной системы, идут уже на протяжении нескольких десятилетий, но все-таки к ним нужно относиться с очень большой долей скепсиса. Как говорят французы – даже самая красивая женщина не может дать больше, чем она может. Также дело обстоит и с Совбезом ООН», - заключает Шмелев. Совбез ООН продолжается оставаться значимой структурой По словам Бориса Александровича, нужно просто не требовать от Совбеза того, что он дать не может, поскольку этот орган не является каким-либо «международным правительством». «Этот орган не принимает решений по своему усмотрению. Все решения там принимаются на основе консенсуса и, таким образом, учитываютcz те противоречия, которые сегодня существуют в рамках отношений между ведущими государствами мира. Поэтому некоторые противоречия здесь являются неизбежными и их не нужно рассматривать в качестве предвестника скорого краха современной международной системы», - резюмирует Шмелев. Естественно, как считает эксперт, противоречия в мире нарастают с учетом роста напряжения между Россией, США и другими западными странами, и это действительно приводит к параличу Совбеза ООН, но все-таки не ставит под сомнение саму необходимость этого органа. «Если бы не было Совбеза ООН, то все бы было однозначно хуже. Например, американцы хотят придать функции регулятора международных отношений политической структуре блока НАТО, но это бесперспективный путь в рамках современного мира», - констатирует Шмелев.