Войти в почту

Русский «Каракурт» теряет корабли на суше

Министерство обороны расторгло контракт с судостроительным заводом «Восточная верфь» (Владивосток) на постройку двух малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт». Это больно ударило по предприятию, которое, как утверждает его руководство, 7 лет назад вышло на 85-процентный уровень объема производства доперестроечного периода. Из-за расторжения контракта «Восточная верфь» потеряла порядка 50% от общего портфеля заказов предприятия на ближайшие пять лет. В связи с этой существенной финансовой потерей на заводе собираются вводить четырехдневную рабочую неделю с соответствующей коррекцией зарплат сотрудников. Профсоюзная организация согласилась с таким выбором из двух зол. Потому что альтернативный план спасения предприятия предполагал сокращение 500 рабочих, что составляет почти половину сотрудников «Восточной верфи». В настоящий момент, как сообщает пресс-служба предприятия, ведутся поиски новых контрактов, которые могли бы скомпенсировать финансовые потери, вызванные расторжением контракта на «Каракурты». Причина расторжения контракта не сообщается. Но высказывается несколько версий непопулярного для судостроителей решения. И самое последнее, что можно предположить – недостаточная компетентность рабочих и инженеров «Восточной верфи». Предприятие, получившее название Владивостокского судостроительного завода № 602, было создано в 1952 году для строительства малотоннажных кораблей для Тихоокеанского флота и пограничных сил Дальневосточного региона. В прошлом веке было построено более 400 кораблей и катеров, а также рыболовных судов. В 1994 году ССЗ № 602 был акционирован и преобразован в АО «Восточная верфь». Со временем производственные мощности завода были увеличены, что позволило строить и ремонтировать корабли второго ранга типа корвет. На «Восточной верфи» сегодня можно строить корабли и суда длиной 120 метров, шириной до 16 метров, высотой до 25 метров и водоизмещением до 3500 тонн. К наиболее серьезным заказам, исполненным и исполняемым сейчас, следует отнести сторожевые корабли проекта 22460 «Охотник», малые противолодочные корабли проекта 12412 «Молния-2», малые ракетные корабли проекта 1234 «Овод», малые гидрографические суда проекта 19910 «Вайгач». Технологически МРК «Каракурт» не сильно отличается от МРК «Овод», который давно освоен заводом. Разумеется, на нем будет установлено более современное вооружение. И прежде всего ракетное. Если «Овод» вооружен противокорабельными ракетами «Малахит», а после модернизации – «Оникс», то на «Каракурте» в восьми универсальных пусковых установках 3С14 могут размещаться ПКР «Оникс», «Калибр», а впоследствии и гиперзвуковой «Циркон». При этом «Калибры» могут быть не только противокорабельные, но и для нанесения ударов по наземным целям, расположенным на расстоянии до 2600 км. То есть МКР «Каракурт» в сравнении с более старыми кораблями такого типа приобрел дополнительное качество. И оно уже продемонстрировано. В 2015 и 2016 годах 5 МРК проекта 21631 «Буян-М» производили обстрелы баз сирийских террористов, расположенных на расстоянии более полутора тысяч километров. «Каракурт» хоть и относится к ближней морской зоне, как и «Буян-М», но является более серьезным кораблем. У него при водоизмещении 870 тонн более высокая мореходность. Длина – 67 м, ширина – 11 м, осадка – 4 м. Скорость хода – 30 узлов. Дальность плавания – 2500 миль. Автономность – 15 суток. Экипаж – 39 человек. Артиллерию представляют орудия калибров 100 мм и 57 мм. Есть два шестиствольных скорострельных автомата калибра 30 мм. Защиту от атак с воздуха обеспечивает ЗРПК «Панцирь-МЕ», а также ПЗРК «Игла». Огонь по подводным диверсантам ведется из двуствольного гранатомета калибра 45 мм. Есть целый набор РЛС с ФАР, обеспечивающих управление вооружением, обнаружение целей и навигацию. Корабль для ВМФ крайне важный. К нему настолько относятся всерьез, что Минобороны даже высказывало идею, пока, к счастью, не задокументированную, насчет подмены фрегатов проекта 11356 «Буревестник» «Каракуртом». Это связано с тем, что строительство «Буревестника» сейчас практически затормозилось из-за прекращения отношений с Украиной, которая должна была поставлять на этот корабль двигатели. Использование «Каракурта», у которого полное водоизмещение меньше в 4,5 раза, чему у «Буревестника», в дальней морской зоне будет актом отчаяния. Однако такие прецеденты уже существуют. Командующий ВМФ Владимир Королев в 2017 году одним росчерком пера перевел базовые тральщики проекта 12700 «Александрит» в морские. Флоту «Каракурты» нужны. И к их строительству вскоре после завершения проектирования и презентации на форуме «Армия-2015» приступили на Ленинградском ССЗ «Пела», крымских ССЗ «Море» и «Залив», Зеленодольском ССЗ, Амурском ССЗ в Комсомольске-на-Амуре. Ну, или подписали контракты спустя два года. Подписала контракт на два корабля и «Восточная верфь». Всего было подписано контрактов на 18 «Каракуртов». К настоящему моменту два – «Мытищи» и «Советск» - находятся в строю на Балтийском флоте. Еще один – «Одинцово» - будет передан БФ в декабре этого года. Пять спущены на воду и должны быть переданы ВМФ в 2021-2022 годах. Восемь кораблей строятся, самый крайний срок передачи флоту последнего из них – 2026 год. Два «сняли с дистанции» во Владивостоке. Контракт на их строительство был подписан в 2018 году, сдача предполагалась в 2023 году. Еще одна версия отмены контракта предполагает, что что-то не в порядке с двигателем корабля. На «Каракурте» устанавливаются 3 дизельных двигателя М-507Д-1 общей мощностью 24 тыс. л.с. Двигатели разработаны и производятся на заводе «Звезда» в Ленинградской области. Таким образом удалось разорвать зависимость от украинских двигателистов. Однако импортозамещение оказалось с некоторыми изъянами. Мощности «Звезды» не справляются с заданным высоким темпом строительства «Каракуртов». В позапрошлом году было объявлено, что в связи с тем, что «Звезда» задерживает сдачу двигателей, сроки сдачи кораблей смещаются вправо. И тогда было решено распараллелить производство двигателей, подключив к этому процессу Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ). Однако и тут начались проблемы. В феврале этого года «Звезда» и КМЗ, который не передал ни одного дизеля Зеленодольскому ССЗ, начали выяснять отношения в суде. Это, конечно, прискорбно. Однако вовсе не означает, что шесть дизелей для двух «Каракуртов», которые должны были строиться на «Восточной верфи», не появились бы никогда. И вряд ли это стало причиной разрыва контракта. Неувязка с поставкой двигателей стала причиной того, что, несмотря на заключение контракта в 2018 году, на «Восточной верфи» так и не приступили к постройке кораблей. Наиболее вероятная причина отказа от 17-го и 18-го «Каракуртов» состоит в том, что в связи с ухудшающейся экономической ситуацией Министерство обороны решило сэкономит на строительстве МРК. С финансовой точки зрения корабли не такие уж малые. Вместе они стоят 4 млрд. рублей. Такие деньги сейчас на дороге не валяются.

Русский «Каракурт» теряет корабли на суше
© Свободная пресса