Войти в почту

Почему атомный эсминец «Лидер» остался в чертежах

Разработка перспективного атомного эсминца проекта 23560 «Лидер», а также усовершенствованного фрегата проекта 22350М остановилась, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на годовой отчет Северного проектно-конструкторское бюро (СПКБ входит в ОСК) за 2019 год. Согласно отчету СПКБ, после завершения эскизного проекта 23560 в 2016 году план работ в 2017-2019 годах был приостановлен. Как и развитие проекта 22350М, несмотря на завершение эскизного проекта в 2019 году. Причина - отсутствие решения заказчика (Минобороны РФ). Оба этих факта, наряду с отказом заказчика от реализации силами СПКБ проекта перспективного большого десантного корабля указаны в отчете как иллюстрация недостаточно устойчивого финансово-экономического положения компании. Тем не менее, указанные разработки упоминаются в качестве перспективной продукции СПКБ. Об эсминце «Лидер» - первом корабле такого класса в постсоветское время, с восторгом писала американская пресса. Оснащенный гиперзвуковыми ракетами «Циркон», крылатыми ракетами «Калибр» и модифицированной версией авиационно-ракетного комплекса «Кинжал» он должен был стать «самым серьезно вооруженным кораблем» в мире. «Мы готовимся к тому, чтобы это стало следующим началом длинной серии кораблей дальней морской зоны», – заявил в декабре 2019 года президент ОСК Алексей Рахманов, говоря о планах по строительству эсминцев «Лидер». Обещание главы ОСК было очевидно реакцией на недельной давности речь Владимира Путина на совещании по кораблестроению: «В ближайшие годы необходимо активно наращивать боевые возможности флота. Во многом это зависит от планового поступления в боевой состав ВМФ фрегатов и подводных лодок, разработанных под применение гиперзвуковых ракет «Циркон», а также эсминцев и десантных кораблей». Как видим, с эсминцем «Лидер» пока не получается. И с «продвинутым» фрегатом проекта 22350М тоже. Почему? Главный редактор еженедельника «Военно-промышленный курьер» Максим Калашников связывает отказ от развития новейших проектов с общей деградацией российского кораблестроения. - Я боюсь, что Российская Федерация утратила способность строить большие (подчеркиваю!) надводные корабли. За все время существования так называемой «независимой», беловежской России не было построено ни одного ракетного крейсера. Только корабли классом ниже: корветы, фрегаты. «СП»: - А может, наверху концептуально пересмотрели потребность страны в больших кораблях? - Да, флот — дело дорогое. В той госпрограмме, которая сейчас действует, они флот урезали в пользу мелочи. Но мелочь — это прибрежные действия. А если у нас не будет больших кораблей, то зачем нам тогда база в Сирии? Главный редактор интернет-портал Flot.com Сергей Сочеванов: - Во всех наших КБ (конструкторских бюро) постоянно идет очень много проработок разного рода проектов. Они идут как по линии Минобороны с разного рода оплатой, так и инициативные. Это научная работа. Поэтому не нужно оценивать приостановку или отмену того или иного проекта как какую-то катастрофу и свидетельство того, что Россия отказывается строить океанский флот. Вспомните, сколько у нас было версий универсального десантного корабля. Рассматривали самые разные варианты и в итоге пришли к тому, что у нас теперь будет закладываться на заводе «Залив» в Крыму. «СП»: - А что с фрегатами? Проект 22350М тоже притормозили. Правда, пока всего на четыре месяца... - У многих наших наблюдателей своего рода «биполярное расстройство». С одной стороны, они ругают наш флот за разносортицу проектов, за то, что у нас строится по одному корпусу каждого проекта, а с другой – ругают, что приостанавливают новые проекты. Также и с фрегатами проектов 22350 и 22350М. Слушайте, проект 22350 вышел в серию. Давайте, мы будем сначала строить большую серию 22350, а потом, когда она у нас уже будет, мы перейдем к постройке 22350М. Тем более что есть еще промежуточный вариант с увеличенным количеством пусковых установок. Так что это совершенно нормально. «СП»: - Действительно, лучшее — враг хорошего. Но фрегаты новейшие хотя бы на ходу. А вот эсминец «Лидер» так и остался в эскизе... - Все должны понимать, что эсминец — это безумно дорогая история. У нас сейчас на модернизации стоит «Адмирал Нахимов», который постоянно растет в цене. Кстати, проект его модернизации выполнен тем же самым Северным ПКБ. Давайте, закончим этот корабль, определимся, что мы будем делать с «Петром Великим» (атомный крейсер — авт.), который следующим встанет на модернизацию, а потом уже займемся эсминцем. «СП»: - Заложим эсминец, найдутся те, кто возмутится, почему мы не закладываем авианосец... - Проекты авианосца есть. И Невское ПКБ показывает и у Крыловки (Крыловский государственный научный центр в Петербурге — авт.) есть разработки. Но давайте разберемся с многострадальным «Адмиралом Кузнецовым», начнем строительство БДК по проекту «Зеленодольска» и потом поэтапно перейдем к авианосцу. Чтобы не получилось так, что мы придумали что-то, заложили, а потом в процессе строительства будем соображать, как это реализовать, потому что взялись за слишком сложную задачу. «СП»: - То есть правы скептики, которые сомневаются в нашем промышленном потенциале? - Есть аналогичная история, которая, правда, меньше привлекает внимания, со вспомогательным флотом. Там есть наработки по платформе ДТО. Это серия вспомогательных судов для ВМФ на единой модульной платформе. Ее тоже перерабатывают, обсуждают, но к строительству пока не переходят... Наша промышленность в принципе готова строить и фрегаты 22350 и 22350М, и эсминец, но лучше развиваться последовательно. Давайте немного позанимаемся средним строительством. Военное обозрение: «Русский коммунист на Су-35 довел экипаж американского P-8A до поноса» Военные новости: Анатолий Сердюков скоро потрясет Россию новым истребителем

Почему атомный эсминец «Лидер» остался в чертежах
© Свободная пресса