Ещё

Немцы обороняли балтийский порт до самой капитуляции. В небе над ним гибли лучшие летчики СССР 

Немцы обороняли балтийский порт до самой капитуляции. В небе над ним гибли лучшие летчики СССР
Фото: Lenta.ru
«Потоплены три немецких транспорта и тральщик противника. Кораблями флота на подходах к порту пущены ко дну два немецких транспорта», — подобные сводки из Прибалтики раздавались в эфире Cовинформбюро с осени 1944 года до самой победы. Бои в районе стратегически важного города Лиепая не прекращались вплоть до мая 1945-го, и решающую роль в них сыграла советская авиация. «Лента.ру» вспоминает советских летчиков, штурмовиков и торпедоносцев, погибших в той масштабной войсковой операции и сражения, из которых они не вернулись.
Лиепая во время Первой и Второй мировых войн была важным стратегическим пунктом и, как следствие, местом ожесточенных сражений. В начале ХХ века, когда город назывался Либавой, здесь находился большой порт и военно-морская база кораблей сначала императорского, а затем и советского Балтийского флота.
В самом начале Второй мировой войны немцы заняли Лиепаю после кровопролитного семидневного сражения и использовали местный порт для транзита живой силы, техники и вооружения для Восточного фронта.
В 1944 году советские войска начали вытеснять немцев из Прибалтики и освободили большую часть латвийской территории, но Лиепаю и другой стратегически важный порт отбить никак не получалось. Оттесненная на запад 250-тысячная немецкая группировка собралась в так называемом «Курляндском котле», сохранив контроль большей части прибалтийского побережья и акватории, а следовательно и возможность снабжения всем необходимым по морю. Это серьезно сдерживало продвижение советских войск на запад на всем Балтийском направлении.
Советское командование поставило перед авиацией Балтийского флота приоритетную задачу — парализовать работу портов Лиепая и Вентспилс. Одним из тех, кому поручили ее выполнение, стал подполковник Нельсон Георгиевич Степанян, командир 47-го штурмового авиаполка (ШАП), вошедшего в состав Балтийского флота в 1944 году. Его штурмовики хорошо зарекомендовали себя в боях за , и в Моонзундской операции.
Этнический армянин, Степанян еще до войны был в числе лучших советских пилотов. В 1941-м его призвали в авиацию Черноморского флота, где он освоил штурмовик Ил-2, и за три с лишним года совершил 259 боевых вылетов. То, что Степанян благополучно прошел большую часть войны, непрерывно участвуя в боевых действиях, считалось едва ли не чудом — служба на Ил-2 считалась крайне опасной.
На счету Степаняна и его звена 13 кораблей, 80 танков, 600 автомашин, 27 самолетов (два бомбардировщика Степанян сбил в воздушном бою), 100 орудий, 130 пулеметных точек, 40 железнодорожных вагонов, четыре переправы и около пяти тысяч солдат противника. В октябре 1942-го его заслуги отметили званием Героя Советского Союза. Личный самолет Степаняна, который можно было узнать по большой надписи «Мститель» на борту, наводил ужас на противника.
Осенью 1944 года 47-й ШАП Степаняна перебросили под Лиепаю. С сентября советские войска начали наносить воздушные удары по кораблям, находящимся в гавани. Однако первые же налеты показали, что порт так просто не взять. Немцы задействовали в системе обороны города множество зенитных точек, а также эскадрилью истребителей «Фокке-Вульф» (ФВ-190).
14 декабря 1944 года советская авиация нанесла очередной массированный удар по позициям противника: в воздух поднялись сразу 165 бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей прикрытия — шесть авиаполков в полном составе. Перед вылетом Степанян заявил, что лично поведет полк, ввиду сложности и ответственности задания. Его пытались отговорить, но безуспешно. С этой операции он не вернулся.
На подходах к Лиепае советских летчиков встретил заградительный зенитный огонь и немецкие истребители. Тем не менее удар был нанесен — на дно отправились несколько кораблей, были уничтожены четыре зенитных батареи, сбиты девять ФВ-190. Но платой за успех стала потеря 16 советских самолетов.
Ведомый Степаняна вспоминал, что их подразделение появилось над городом в 14:00. Над северо-западной частью Лиепае стояла полоса пыли — это взлетали ФВ-190, вскоре вступившие в бой с советскими истребителями ЛАГГ-3 из группы прикрытия. Командир начал правый поворот, одновременно снижаясь и выбирая цель для атаки, не обращая внимания на черные шапки разрывов зенитных снарядов. В какой-то момент, переведя взгляд на самолет Степаняна, Марков увидел, что машину командира прошила трассирующая очередь, пущенная откуда-то снизу, а вблизи штурмовиков появились немецкие истребители.
Завершая маневр Марков увидел плоскости вражеского самолета прямо перед собой, поймал в прицел кабину летчика и открыл огонь из пушек, пулеметов, и для верности выпустил пару реактивных снарядов. Объятый пламенем истребитель рухнул в воду. «Не досмотрев, куда упадет фашистский стервятник, только что сбивший самолет Степаняна, я повернул на ведомого фашиста, по которому в тот момент уже вела огонь наша пара „Илов“. Втроем добили и этого. В этом бою погибли Нельсон Степанян и стрелок-штурман капитан », — завершил свой рассказ Марков.
Позже при разборе операции командование пришло к выводу, что причиной больших потерь стала недостаточная эффективность группы прикрытия — истребители заметили самолеты врага слишком поздно, а потом ввязались в неорганизованный бой, оставив штурмовики без защиты. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что на подлете советские пилоты плохо соблюдали радиодисциплину, что позволило немцам заблаговременно поднять в воздух свои истребители.
По приблизительным расчетам, самолет Степаняна упал в море в 8-10 километрах севернее Лиепаи. Вторую по счету звезду Героя Советского Союза, к которой его представили еще летом 44-го, он получил уже посмертно.
На следующий день, 15 декабря, налет на Лиепаю повторился. На сей раз в атаку бросили 135 бомбардировщиков и 162 истребителя из состава 3-й воздушной армии. Советские потери в этот день составили 24 самолета. Советские летчики потопили грузовые пароходы Otterberg, Clara L. M. Russ, Erika Schunemann и Minna Kords с 800 тоннами боеприпасов, буксиры Windau и Wega.
Полностью выгорел и затонул танкер Inka. Получили повреждения транспортные суда, буксиры, водолазное судно Kiel и миноносцы кригсмарине Т-10 и Т-1. Временно вынужден был прекратить работу лиепайский судоремонтный завод «Тосмаре», на цеха которого обрушилось не менее двадцати бомб.
В последующие дни погода не позволила советской авиации закрепить успех. Немцы же спокойно занимались перевозкой войск и боеприпасов на Курляндский полуостров. Но уже 19 декабря советская воздушная разведка обнаружила в 30–40 км западнее Лиепаи вражеский транспорт в охранении двух сторожевых катеров. На удар вылетела пара бомбардировщиков А-20, так называемые «бостоны», под прикрытием четверки Як-9.
Несмотря на густую облачность, затруднявшую обзор, «бостоны» обнаружили цель и нанесли прямой удар. Операция прошла успешно, однако при проходе над сторожевыми катерами самолет гвардии лейтенанта был подбит. Как писал позже сослуживец Слесарева , летчик понял, что даже до запасного аэродрома ему не дотянуть, и попытался набрать высоту, чтобы катапультироваться. Но не успел — все масло вытекло через пробоину, и мотор встал. Тогда летчик решил посадить машину в лесу, и это стало роковой ошибкой.
Налет на Лиепаю, который состоялся тремя днями позже, 22 декабря, завершился поражением советской авиации. В тот день в порту были потоплены лишь два небольших корабля: таможенное судно Reporter и полицейский катер SW31. При этом немецкие пилоты сбили один советский истребитель Як-9 и пять пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Еще один Як-9 и ЛаГГ-3, подбитые в бою, разбились при вынужденной посадке.
Немецкая зенитная артиллерия сбила еще три А-20 и один Пе-2. А когда чуть позже советские ЛаГГ-3 вылетели, чтобы выяснить результаты этого налета, один из них тоже был сбит немецкими истребителями. После этого было высказано предположение, что причиной потери трех полученных по ленд-лизу «бостонов» стало то, что им предписали атаковать врага на минимальной высоте, в то время как они могли сбрасывать бомбы, находясь вне пределов досягаемости зениток.
Следующая масштабная атака на Лиепаю прошла только 26 января 1945 года, на вылет отправились 18 бомбардировщиков Ту-2 из состава 3-го бомбардировочного авиационного полка. Немцам удалось поджечь несколько из них. По свидетельству очевидцев, машина, управляемая лейтенантом Вениамином Трифоновым, дотянула до порта и рухнула со своим бомбовым грузом.
Позже, однако, выяснилось, что Трифонов и его штурман Терентий Дремлюга умудрились спастись. Дремлюга помог выбраться из искореженной кабины командиру, а потом каким-то чудом успел выбраться из нее и сам. Но оба стрелка — Михаил Кичигин и Ахмет Нагуманов — погибли еще в воздухе. Через некоторое время после их приземления Трифонова и Дремлюгу обнаружили и взяли в плен, где они находились вплоть до конца войны.
Значительного успеха удалось добиться лишь 29 января, когда 12 торпедоносцев и 18 бомбардировщиков 51-го минно-торпедного авиаполка в сопровождении двух эскадрилий истребителей атаковали конвой, вышедший из Лиепаи в юго-западном направлении. Летчикам удалось отправить на дно три транспорта и плавучую базу подводных лодок «Мемель». В феврале 1945-го сражения в районе Лиепаи продолжались с нарастающей интенсивностью.
Детально события тех дней описаны в докладной записке капитана немецкого парохода «Эмсштром» от 16 февраля. Судно покинуло порт Готенхафен и направилось в Лиепаю в сопровождении двух сторожевиков. В море начались непрерывные воздушные атаки советской авиации. Немцам сначала удавалось отбиваться зенитным огнем, но потом две бомбы пробили правый борт «Эмсштрома» и взорвались в бункере. Пароход накренился и горел. Капитан велел покинуть судно.
Если ознакомиться с документами советской стороны, то оказывается, что первые, безуспешные налеты на немецкий транспортный конвой совершали бомбардировщики, а успеха добились штурмовики Ил-2, несшие каждый по две бомбы ФАБ-250. Они могли заходить на цель с минимальной высоты.
17 февраля в 25 милях от Лиепаи было уничтожено транспортное судно «Эйфель», на борту которого были 687 солдат. Потопили его летчики 47-го штурмового авиаполка, который когда-то возглавлял легендарный Степанян.
Воздушные бои под Лиепаей продолжались и в марте, и в апреле 1945-го, а «Курляндский котел» просуществовал вплоть до самой капитуляции Германии.
Видео дня. Что закроют в Москве и области, а что продолжит работу в выходную неделю
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео