Отверстие в «Союзе», манекен Рипли и 3D-биопринтер: в Звездном городке чествовали 58-й экипаж МКС

В Звездном городке сегодня торжественно встречали экипаж МКС 58/59. На Международной космической станции космонавты пробыли полгода. Выходили в открытый космос и выполнили десятки научных экспериментов. О работе экспедиции – корреспондент «МИР 24» Сергей Поляков. Торжественное возложение цветов к памятнику Гагарина, оркестр, поздравления и памятные фотографии – так Звездный городок чествует участников космической экспедиции после возвращения на Землю. Космонавт Олег Кононенко, канадский астронавт Давид Сен-Жак и американка Энн Макклейн в космосе провели 204 дня и ночи, успешно выполнив программу миссии. 58-я миссия на МКС началась в непростой момент. Ноябрь 2018-го, запуск предыдущего пилотируемого корабля сорвался из-за аварии ракеты-носителя, а всего через три недели к старту готовят новую экспедицию. Бортинженеры Давид Сен-Жак и Энн Макклейн в космос полетели впервые. Командир Олег Кононенко – самый опытный участник команды. Для него это четвертый старт. Полет и стыковка проходят штатно. Спустя несколько дней Олег Кононенко совершает первый выход в открытый космос. Вместе с космонавтом Сергеем Прокопьевым он проверяет обшивку пробитого корабля «Союз МС-9». Эту семичасовую операцию позднее назовут первым космическим следственным экспериментом. Всего же на борту МКС российский космонавт провел 50 научных исследований. В том числе испытал магнитный 3D-биопринтер, на котором напечатал живые ткани. Условия невесомости – идеальная среда для таких исследований. «Эксперимент с 3D-биопринтером, действительно, уникальный. Выполнив его на орбите, Россия обеспечила себе мировой авторитет. Эксперимент завершился успешно, были выращены клетки человека, а также крысы или летучей мыши», – сказал Кононенко. Бортинженер Энн Макклейн в марте помогла пристыковать к МКС космический корабль Crew Dragon, разработка компании SpaceX. В будущем НАСА планирует использовать его для доставки астронавтов и грузов. Пока же вместо людей на борту привезли манекен Рипли. «За моей спиной манекен Рипли и рядом игрушка – маленькая Земля. Я поздравляю всех с тем, что программа запуска и стыковки корабля прошла успешно. Это действительно важный шаг в освоении космоса», – сказала Макклейн. 200 суток на орбите. Улетали в декабре, а вернулись летом. В июне спускаемый аппарат приземлился в степях Казахстана. После экспедиции астронавт Канадского космического агентства Давид Сен-Жак продолжит работу врача. А американка Энн Макклейн начнет подготовку к миссии на Луну. Он запланирован в 2024 году. Олег Кононенко тоже в строю. И верит, что еще увидит Землю из иллюминатора космической станции. Сейчас на борту МКС находятся шесть человек, в их числе космонавты Роскосмоса Алексей Овчинин и Александр Скворцов.