Ещё
Потерпел крушение самолет Ariana Afghan Airlines
Коронавирус добрался до Украины
Коронавирус добрался до Украины
Происшествия
Мать двоих детей нашли мертвой на кладбище
Мать двоих детей нашли мертвой на кладбище
Происшествия

Цивилизацию майя обвинили в изменении климата

Фото: T. Beach et al. / University of Texas at Austin
Ученые из Университета Техаса в Остине () проанализировали данные географического исследования, проведенного в , и установили, что влияние цивилизации майя на состояние тропических лесов и климат было гораздо более ощутимым, чем считалось ранее.
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а его краткая версия приведена на сайте университета. Предыдущие исследования показали, что у народа майя была очень развитая городская и сельская инфраструктура.
Считается, что деятельность этих людей изменила экосистемы в пределах глобально важных тропических лесов. В новом исследовании ученые использовали данные, полученные при помощи лидаров — технологии сканирования местности.
Полученные сведения ученые сравнили с данными археологических раскопок, проведенных в заболоченных местах. Именно там находились сельхозугодья майя. Исследование, во-первых, показало, что площадь полей была в пять раз больше, чем считалось до сих пор.
Во-вторых, исследователи обнаружили еще один, более крупный, полевой комплекс "водно-болотных угодий" в Белизе. Анализ данных привел исследователей к выводу, что майя оказали "более раннее, более интенсивное и более широкое антропогенное воздействие" на важные тропические леса и тем самым глобально повлияли на окружающую среду.
"Только сейчас мы начинаем изучать "полный отпечаток" деятельности человека в тропических лесах, — говорит ведущий автор Тим Бич. — Эти большие и сложные сети водно-болотных угодий, возможно, изменили климат задолго до индустриализации. Они могут быть ответом на давний вопрос о том, как эта великая цивилизация кормила себя".
Исследователи считают, что в истории майя было несколько периодов, когда растущий спрос на продовольствие вынуждал их расширять площади своих сельхозугодий. Считается, что это было связано с изменениями окружающей среды. Так, в период от 3000 до 1000 лет назад они были вызваны повышением уровня моря, а от 1200 до 900 лет назад существенное влияние оказала еще и засуха.
Чтобы выжить, народ майя начал вырубать тропические леса, превращая их в те самые водно-болотные угодья. Расширение сети сельскохозяйственных каналов привело к увеличению объема выбросов в воздух углекислого газа и метана.
Ученые в новом исследовании доказывают, что наиболее интенсивный рост выбросов метана пришелся на период от 2000 до 1000 лет назад. А именно в это время майя значительно расширили свои угодья. Кроме того, аналогичные процессы происходили в тот же период в Южной Америке и Китае.
"Даже столь небольшие изменения, возможно, согрели планету, — считает Бич. — Это дает нам почву для размышлений, для анализа перспективы изменений климата, связанных с произошедшими за последнее столетие изменениями".
Видео дня. У экс-жены короля Малайзии Воеводиной отек мозга