Войти в почту

Новый премьер Японии вернулся к теме Курил

Новый премьер Японии, Есихидэ Суга в своей программной речи перед парламентом страны затронул вопрос Курильских островов. В частности, он заявил, «нужно поставить финальную точку в переговорах о северных территориях, не откладывая это до следующих поколений». В лице нового премьера, Япония готова продолжать переговоры с Москвой, заключать мирный договор, и вообще «всесторонне сотрудничать». Но, есть все основания полагать, что и в этот раз у Японии с Россией ничего не получится.

Новый премьер Японии вернулся к теме Курил
© Свободная пресса

«Я поклялся на могиле предков ежедневно прилагать усилия и исполнять свой служебный долг. Я поклялся сделать все, чтобы продвинуться в переговорах с Россией по Курилам и поставить точку в этом вопросе» — это тоже слова японского премьера. Тоже публичные. Только премьера прошлого, Синдзо Абэ, сказанные им в начале 2019 года. Как показала дальнейшая история, так просто, даже торжественно обещая предкам, «поставить точку в Курильском вопросе», не получается. Потому, что компромисс найти и нам, и японцам в данном вопросе крайне сложно.

Чисто исторически и дипломатически проблема упирается в заключение послевоенного договора Японии с союзниками. Проиграв во Второй мировой, Япония действительно отказалась от части своих территорий.

В частности, один из пунктов Сан-Францисского мирного договора от 1951 года гласит «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.».

Однако, коллизия в том, что сейчас Япония на официальном уровне называет Южные Курилы, а речь, если конкретно, идет про острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи, не иначе как «северные территории». И это крайне важное наименование. Поскольку Япония заявляет, что не считает эти «территории» частью Курильского архипелага. А следовательно, в Сан-Францисском договоре про эти острова речи не шло. И значит (в трактовке Японии), острова эти «незаконно оккупированы Россией». Ну, и поэтому у нас с Японией, невзирая на политические, торговые, туристические и еще Бог весть какие плотные связи, до сих пор нет мирного договора.

Договор этот, в случае его заключения, имеет важнейшую символическую ценность. Он, фактически, будет означать «окончательное окончание» Второй мировой войны. Но и с точки зрения реальной политики, навсегда поставит точку в «курильском вопросе», поскольку все упирается именно в эти самые острова.

Есть, конечно, еще и экономический фактор. Потому, что в морской зоне Южных Курил вылавливается всяких морских гадов на несколько миллиардов рублей. И такими ресурсами, понятное дело, не разбрасываются.

Для японцев, не только для политиков, но и для обычных граждан «северные территории» — это своеобразная «священная корова». Если какому-нибудь премьеру удалось бы их вернуть, то он навсегда вошел бы в историю Японии, став, фактически, национальным героем.

Дело только в том, что и для русского массового сознания – эти острова не просто клочки суши «на краю мира». Эти территории Россия получила по итогам Второй мировой. По сути, это еще одна часть Победы наших предков. Это видимое, осязаемое напоминание подвига советского народа. Ну, то есть, эти самые четыре острова, которых большинство граждан РФ в глаза не видело и, скорее всего, не увидит, плотно впечатаны в нашу народную историческую память.

И понятно, что если кто-то даже просто запланирует отдать Курилы японцам, то в российскую историю он тоже войдет, только не как герой, а напротив, как предатель национальных интересов и исторической памяти. Как станет таким же предателем для японцев тот, кто заявит, что «ну… ради мирного договора откажемся от претензий на «северные территории». То есть ситуация в принципе не предполагает некоего компромисса.

С другой стороны нельзя сказать, что Россия не пытается как-то смягчить ситуацию к взаимной выгоде обеих высоких договаривающихся сторон. В этом плане показательна программа нашей страны о создании «Совместной курильской экономической зоны».

Впервые эти инициативы были озвучены в далёком 2002, до создания договора и начала переговоров с Японией дело дошло только в декабре 2016. Переговоры ведутся до сих пор. Последние новости по этой инициативе датированы маем 2019. Тогда главы МИД России и Японии, Сергей Лавров и Таро Коно проводили очередной раунд переговоров. По итогам которого российский министр иностранных дел заявил: «В целом переговоры о практической реализации совместной хозяйственной деятельности в пяти одобренных областях набрали хороший темп».

Но даже по поводу этого шага со стороны российских властей имело место народное возмущение, когда пошли слухи, что «мы отдаем Курилы Японии». По этому поводу несколько раз высшим чиновникам РФ пришлось официально заявлять, что никто и никому Курилы не отдаст. А это, на минуточку, только экономическая инициатива, которая, к слову, поможет эти самые Курильские острова превратить в… более населенные и обжитые, что ли.

Японцев, впрочем, вся эта «совместная экономическая зона» тоже, судя по всему, не устраивает. Ну, потому что с позиции обычных японцев это вообще какая-то неслыханная наглость: «то есть, вы наши территории оккупировали, незаконно удерживаете, а теперь еще по этому поводу с нами пытаетесь заключить какие-то договорённости, милостиво позволяя нам вести на островах с вами некую экономическую деятельность?». В общем – даже этот компромисс не нравится ни народу Японии, ни народу России (а вдруг, потом возьмут, да и отберут? Кто их знает, этих японцев?).

Тем не менее, уже второй премьер-министр Страны восходящего солнца обещает «поставить точку» в курильском вопросе. Но точка все не ставится. К слову, Россия-то как раз «точку поставила» в рамках недавней конституционной реформы.

В Конституции России теперь есть и такая статья: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Тут, конечно, есть оговорка про делимитацию, демаркацию и редемаркацию. А это всё как раз про окончательное установление государственных границ в рамках подписания мирных договоров с тем или иным государством. Но, снова повторимся, есть еще воля народонаселения России, и воля эта явно не в том, чтобы отдавать Курилы Японии.