Войти в почту

На кону — венесуэльская нефть и антироссийские санкции

США обвинили Россию в нагнетании политической напряженности в Венесуэле. Это произошло два дня спустя после того, как в столицу страны Каракас прибыли два самолета Минобороны России, привезя с собой несколько десятков военнослужащих. Госсекретарь Майк Помпео позвонил главе МИД России Сергею Лаврову. Грозит ли это новым обострением отношений Москвы и Вашингтона?

Игра «втемную»: на кону — нефть и санкции
© © ИТАР-ТАСС/Артем Коротаев

Комментарий Георгия Бовта:

Вряд ли 99 российских военных во главе с начальником Главного штаба Сухопутных сил Василием Тонкошкуровым, прибывшие в Каракас на Ан-124 и Ил-62, могут окончательно решить судьбу режима Николаса Мадуро. Равно как и 35 тонн привезенных грузов. Такой масштаб явно не тянет и на второй «Карибский кризис». Однако для США еще со времен провозглашения «Доктрины Монро» 1823 года о недопустимости вмешательства европейских государств в дела Западного полушария это вопрос принципа.
Этот тезис повторил советник по нацбезопасности Джон Болтон, заявивший, что «Соединенные Штаты не потерпят вмешательства враждебных иностранных держав в общие цели Западного полушария — демократию, безопасность и верховенство закона». Солидарная обычно с Вашингтоном Организация американских государств назвала прибытие российских военнослужащих «военным вторжением», поскольку это не было санкционировано Национальной ассамблеей, глава которой Хуан Гуайдо объявил себя действующим президентом и демонстрирует готовность к радикализации протестов, поскольку мирное смещение Мадуро явно затянулось. Во всяком случае, венесуэльская армия пока ему лояльна. А тут еще русские подлетели. Венесуэла становится новой «горячей точкой» в отношениях Москвы и Вашингтона. Причем в обозримой перспективе эта точка может стать даже погорячее Украины. Палата представителей Конгресса США в качестве реакции на действия Москвы за 40 минут единогласно приняла законопроект, направленный на противодействие России в Венесуэле. После принятия закона, в чем мало сомнений, госсекретарь США в течение месяца обязан представить «стратегию по борьбе с российско-венесуэльским сотрудничеством», а в течение четырех месяцев доложить оценку опасности этого сотрудничества для США и в целом Западного полушария.
Так что Америка готовится к долгому противостоянию с Москвой из-за Венесуэлы. И этот курс, судя по всему, лишь окрепнет, если режим Мадуро за оговоренные четыре месяца падет и Москва попытается наладить диалог с новыми властями. Не дадут. Не надо строить иллюзий. Соперничество вокруг Венесуэлы происходит и на фоне общей деградации отношений России и США, и на фоне усиливающегося их противостояния на мировом рынке энергоносителей. На днях та же палата представителей подавляющим большинством приняла законопроект о содействии странам Восточной и Центральной Европы в диверсификации источников поставок энергоресурсов с целью сделать их, как сказано, «менее зависимыми от России». Законопроект направлен против поставок российского газа, который должен заменить сжиженный газ, поставляемый из США. Данный закон, имеющий все шансы на скорейшее принятие и подписание Трампом, не предусматривает введения каких-либо санкций. Там говорится о «финансовой и дипломатической поддержке» соответствующим усилиям европейцев, поощрении инвестиций в проекты, конкурирующие с российскими, и так далее. Однако именно санкции могут стать одним из главных, если не главным инструментом вытеснения России с европейского газового рынка. В этой связи угрозу санкций в отношении проекта «Северный поток — 2» вряд ли можно считать миновавшей. Стоит напомнить, что ограничительные меры в отношении новых российских энергетических проектов, в частности зарубежных СПГ-проектов, предусмотрены и законопроектом о так называемых адских санкциях, внесенном в начале года в сенате США Линдси Грэмом и Бобом Менендесом. Что касается Венесуэлы, обладающей крупнейшими в мире разведанными запасами нефти, то контроль за ее ресурсами даст ключ к мировым ценам на нефть на много лет вперед. После восстановления и модернизации местной нефтяной отрасли, разумеется. Пока в стране случился очередной блэкаут. Символично. Противостояние Москвы и Вашингтона вокруг Венесуэлы явно идет «втемную». Прибытие российских военных в Каракас произошло спустя несколько дней после провала переговоров между Москвой и Вашингтоном о будущем Венесуэлы, состоявшихся в Риме между замминистра иностранных дел России Сергеем Рябковым и спецпредставителем Госдепа США по Венесуэле Эллиоттом Абрамсом. Теперь каждая из сторон занялась усилением своих переговорных позиций. Или — не переговорных.