Войти в почту

Офицерский сервиз и подводный атомоход. Пять историй о защитниках из музеев Москвы

Музей-панорама «Бородинская битва», музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34», Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского и Музей героев Советского Союза и России выбрали предметы из своих коллекций и экспонаты текущих выставок, связанные с военной историей страны, и рассказали, чем они интересны. Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур». Георгиевский фарфор Орден Святого Георгия появился в 1769 году, в разгар очередной русско-турецкой войны. В наградной системе государства, которая начала формироваться при Петре I, новый орден стал четвертым по счету и первым по значимости. Орден Святого Георгия, или Георгий, как его неофициально называли, стал высшей военной наградой Российской империи. Он предназначался для отличия офицеров и генералов, имеющих воинские заслуги или внушительную выслугу лет. Учредителем и первым кавалером награды стала Екатерина II. Внешне Георгий сильно отличается от других орденов. По легенде, редкую форму в виде звезды, лучи которой образуют ромб, императрица выбрала сама — и до, и после в Европе и Российской империи в ходу были восьмилучевые звезды и кресты. Беспрецедентным на тот момент стал и императорский заказ на изготовление фарфорового сервиза с символикой ордена. В 1777 году им занялась первая в России частная фарфоровая мануфактура — фабрика обрусевшего шотландца Фрэнсиса Гарднера в селе Вербильцы Дмитровского уезда (сейчас — Вербилки, поселок городского типа в Московской области). Над украшением сервиза работал художник и декоратор Гавриил Козлов — бывший крепостной, благодаря таланту выкупленный столичной Академией художеств. Сервиз на 80 персон предназначался для ежегодного приема в Зимнем дворце кавалеров ордена (обычно первых двух классов), которые оказались в Санкт-Петербурге в день памяти святого Георгия. После молебна в Большой церкви Зимнего орденоносцы переходили в Георгиевский зал на трапезу, сопровождавшуюся салютом пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Впервые георгиевский сервиз использовали по назначению в 1778 году. Императрица в мундирном платье с орденом Святого Георгия собственноручно разливала суп и подавала кубки с вином высоким гостям. В 1778–1785 годах фабрика Гарднера выпустила еще три сервиза с символикой других орденов — Андрея Первозванного, Александра Невского и князя Владимира. Часть георгиевского фарфорового сервиза сегодня хранится в музее-усадьбе «Кусково», а несколько предметов представлено в настоящий момент на выставке «Для отличия храбрых…» в музее-панораме «Бородинская битва». Русский Сцевола Вторжение армии Наполеона летом 1812 года вызвало в России небывалый всплеск проявлений патриотизма. Во всех слоях общества находились свои герои, рассказы об их подвигах передавались из уст в уста. Одним из самых известных сюжетов для современников этих событий была история крестьянина, который отрубил себе руку из-за того, что попал в плен к французам. Вот как ее описывал журнал «Сын Отечества»: «В армии Наполеона (как у нас на конских заводах) клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшего им в руки. С удивлением спросил он: для чего его оклеймили? Ему отвечали: это знак вступления в службу Наполеона. Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсек себе клейменную руку. Нужно ли сказывать, что сей новый Сцевола был русский? Одна мысль служить орудием Наполеону или принадлежать к числу преступных исполнителей воли тирана подвигла его к сему героическому поступку». Заметка, озаглавленная «Русский Сцевола», отсылала читателя к истории Древнего Рима и юноше Гаю Муцию Сцеволе, который в 509 году до нашей эры пожертвовал рукой ради спасения города от осаждавших его этрусков. Прокравшись в шатер царя этрусков Порсены, он убил царского писаря и попал в плен. На допросе юный патриций сказал царю, что он один из 300 римских юношей, поклявшихся убить его. Когда Гаю Муцию начали угрожать пытками, требуя выдать подробности, он сунул в огонь правую руку и держал ее, пока она не обуглилась. Пораженный силой его духа, Порсена не только отпустил юношу, но и заключил мир с Римом. А Гай Муций вошел в историю как Scaevola, что на латыни означает «левша». Во время войны история с крестьянином была растиражирована в карикатурах летучих листов, ходивших по всей России. Вскоре она попала в детскую азбуку, а полвека спустя Лев Толстой в «Войне и мире» вложил упоминание о ней в уста Николеньки Болконского. В 1813 году к этому сюжету обратился ваятель Василий Демут-Малиновский. Его герой с топором, занесенным над рукой с клеймом N, стал одним из первых изображений человека из народа в русской монументальной скульптуре. Оригинал статуи находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, а в музее-панораме «Бородинская битва» можно увидеть ее гипсовую копию. Защитники Москвы Диорама «Лобня. Наступление. 1941 год» — центральный экспонат второго этажа музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34». В 2001 году — к шестидесятой годовщине контрнаступления под Москвой — ее написал народный художник России Евгений Корнеев. На переднем плане живописец с портретной точностью изобразил орудийный расчет под командованием старшего сержанта Гайка Шадунца: ефрейтор Баранов (наводчик), рядовые Петреев (заряжающий), Споров (прицельный), Конев (установщик угла возвышения), Иванченко и Аннамурадов (трубочные). Расчет входил в состав зенитной батареи, которую в конце ноября 1941 года перебросили в район подмосковного села Киево, чтобы предотвратить прорыв немецких танков на Лобненском рубеже. Женщина с ребятишками, которых можно видеть позади орудия, не плод художественного вымысла. Это тоже реальные участники событий. Вот как о них рассказывал в своих воспоминаниях Гайк Шадунц: «Орудие мы затащили во двор барака, как мне казалось, безлюдного. Только начали расчищать площадку, как к нам подошла женщина в черной фуфайке, спросила, что это собираемся делать на ее огороде. Объяснил. Рассказала, что зовут Евдокией, фамилия — Ивашенкова. Муж на фронте, а она тут с пятью сыновьями — мал мала меньше. Я посоветовал матери уехать, потому что тут скоро будет пекло. Предложил отвезти на ЗИС-5 в Лианозово, а она ответила: “Куда мне деваться с такой оравой?!”». Ивашенкова сказала, что спрячется с детьми в землянке, и увела их. Начался бой. Едва заняв позицию, два из четырех орудий погибли под минометным обстрелом. Третье замолчало в самый тяжелый день обороны, 3 декабря, когда окопавшихся зенитчиков атаковали 23 танка. Оставшись в одиночестве, с разбитым прицелом, орудийный расчет Шадунца сумел остановить врага, развенчав миф о непобедимости немецкой армии. За три дня они уничтожили восемь танков. Забыть о том, что за их спиной мама с пятью ребятишками, не мог никто. Подвиг зенитчиков лег в основу двух фильмов режиссера Василия Ордынского — киноповести «У твоего порога» (1962) и документального фильма «Если дорог тебе твой дом» (1967). Музей едет на фронт 21 октября 1940 года в Москве на улице Горького (теперь — Тверская) открылся Музей Николая Островского (сейчас — Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского) в квартире, в которой автор романа «Как закалялась сталь» провел последние годы жизни. Биография Островского и судьба главного героя романа — комсомольца Павки Корчагина — стали примером для подражания в военные годы. Не случайно роман «Как закалялась сталь» был впервые экранизирован в 1942 году. Музей тоже, как мог, вносил свою лепту в борьбу с врагом. В 1944 году, к 40-летию со дня рождения писателя, ушедшего из жизни совсем молодым, в музее открыли новый зал. Он назывался «Н.А. Островский и его произведения в дни Великой Отечественной войны» и был посвящен тому, как книги Островского поднимали боевой дух солдат. Экспозиция была составлена на основе документов и материалов, собранных на фронте. Летом того же года Музей Островского стал, наверное, первым музеем в мире, который вел свою работу прямо на фронте, в действующей армии. С лекцией «Николай Островский — певец мужества и героизма» в район боевых действий отправили научного сотрудника музея Дину Соколову. «В течение двух месяцев читались лекции об Островском во время продвижения частей 1-го Белорусского фронта через Польшу, — рассказывала потом Дина Елисеевна. — Всего было прочитано 65 лекций, на которых присутствовали 30 тысяч человек». Художники Дома Красной армии красочно оформили выделенный Соколовой грузовик ГАЗ-03-30, превратив его в яркую агитационную машину. «Изображения Ленина, Сталина, их высказывания о фашизме, картина, изображавшая на фоне большого яркого портрета Островского скачущих кавалеристов в черных бурках с развевающимися красными башлыками, высказывания Островского о фашизме служили дополнением к лекции, являясь своеобразной передвижной выставкой», — вспоминала сотрудница музея. Машина была оборудована кинопроектором, поэтому после лекции бойцы могли посмотреть фильм «Как закалялась сталь» и послушать в записи любимые песни Островского. В экспозиции музея об этом напоминают архивные фотографии, а также модель агитмашины. По словам Соколовой, одна из самых запоминающихся встреч-лекций состоялась во время ожесточенных танковых боев за Вислой. Среди солдат были десять героев Советского Союза, которые передали для музея коллективное письмо. Они писали: «Нам довелось так же, как и Павлу Корчагину, провести свои молодые годы на ратном поле, в окопах и походах, с клинком и винтовкой. Нам было трудно, но мы помнили слова Корчагина: “Самое дорогое у человека — это жизнь… Вся жизнь, все силы должны быть отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества”. Эти слова мы не только помнили. Они хранились в нашем сердце, как сокровище, а в солдатской сумке мы несли за собой книгу “Как закалялась сталь” и хранили ее как оружие, разящее врага…» Футбол на Северном полюсе В 1955 году, в разгар Холодной войны, США ввели в строй первую в мире атомную подводную лодку «Наутилус», которая четыре года спустя стала первой субмариной, добравшейся в подводном положении до Северного полюса. Это был вызов для Советского Союза — потенциальный противник получил возможность бесконтрольного присутствия в Арктике, откуда можно было осуществить запуск ракет на советскую территорию. СССР на тот момент располагал только дизельными подлодками. Им требовалось периодически всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей, а это исключено в условиях высоких широт, почти сплошь покрытых ледяным панцирем. Разработка советского подводного атомохода под кодовым названием «объект № 627а» была начата еще в 1952 году. В 1958-м лодка успешно прошла государственные испытания. Первенцу атомного флота СССР присвоили тактический номер К-3, позже он получил имя «Ленинский комсомол». Лодку, которая могла уходить в океан на целых три месяца лишь с одним всплытием в конце похода, строила вся страна, хотя большинство участников этого небывалого дела даже не подозревали о своей причастности к уникальному проекту. В создании первого советского подводного атомохода участвовали 350 предприятий и организаций: от ленинградского СКБ-143, где он был разработан, до северодвинского «Севмаша», где К-3 собирали. Их совместное детище впервые получило сигарообразный корпус (дизельные лодки имели килевидную форму), новая сталь позволила ему погружаться на рекордную глубину 300 метров, а водоизмещение субмарины вдвое превышало самые крупные советские подлодки. Под стать единственной в своем роде К-3, получившей статус опытного корабля, был и ее экипаж, фактически овладевший невиданной доселе воинской специальностью моряка-испытателя. Уже после спуска на воду первопроходцы атомного флота не раз сталкивались с нештатными ситуациями, доводя до ума свою уникальную субмарину. В 1962 году, когда встал вопрос о первом в истории всплытии на Северном полюсе, руководство страны сделало выбор в пользу «Ленинского комсомола». И это несмотря на то, что за годы опытной эксплуатации ресурс подлодки был порядком выработан, а в строю ВМФ СССР был уже десяток АПЛ. «Подводная лодка “Ленинский комсомол” 17 июля 1962 года в семь часов 16 минут прошла подо льдами Арктики через Северный полюс Земли. Штурманы при подходе к полюсу докладывали командиру: “Осталась минута, полминуты, 10 секунд, пять секунд, ноль”. Командир в микрофон дублировал доклады штурманов по всем отсекам подводной лодки. При слове “ноль” отовсюду раздалось матросское “Ура!”», — вспоминал впоследствии командир боевой части «Ленинского комсомола» Рюрик Тимофеев. Толщина льда над подлодкой достигала 12 метров, но вскоре была обнаружена полынья, достаточная для всплытия. Советские подводники высадились на лед, установили государственный и военно-морской флаги СССР, символически сыграли в футбол, сфотографировались. Полюс был покорен! За успешное выполнение специального задания руководителю похода контр-адмиралу Александру Петелину, командиру корабля капитану второго ранга Льву Жильцову и командиру БЧ-5 инженер-капитану второго ранга Рюрику Тимофееву было присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями. Модель подлодки «Ленинский комсомол» и связанные с ее историей документы можно увидеть в Музее героев Советского Союза и России. Все фото предоставлены музеями.

Офицерский сервиз и подводный атомоход. Пять историй о защитниках из музеев Москвы
© Mos.ru