Войти в почту

Весь мир за сотню тактов: музыка Мальты в Москве

Сказанное — не формальность даже в кастинге, игру мальтийских филармоников любопытно наблюдать: за первыми альтами, явно скандинавами, на сцене сидят миниатюрные уроженки юго-восточной Азии, и при разности стилей и школ все звучат в унисон, а подслушанный в антракте универсальный английский общения удивляет неведомыми акцентами. Но главное — у этого оркестра действительно уникальный репертуар, основанный на сочинениях композиторов Мальты и очень органичный в их исполнении. Каждый из четырех концертов большого московского тура включал его в той или иной степени, но вечер в зале Стравинского "Геликон-Оперы" был сконцентрирован исключительно на этом эксклюзиве. Фото: European Foundation for Support of Culture В двух отделениях концерта прозвучали четыре сочинения четырех авторов. Сюита для фортепиано с оркестром "Путевые заметки" больше других известного в Москве современного композитора Алексея Шора радовала свежестью взгляда на мир — мир громадный, цветной, полный дивных мест и дивных обстоятельств. Строго говоря, это принявший академическую форму симфонии калейдоскоп путешественника-романтика с открытым взглядом и ясным рассудком: в нем сменяют друг друга образы-скетчи разных частей света, городов и краев, каждый со своим характером. Удачей стало приглашение на соло Алессандро Таверна, пианиста молодого, утонченного и умеющего расслышать в партитуре самые выразительные нюансы, а кроме того, наделенного мифологическим "чувством средиземноморья", лейттемой, объединяющей программу. Фото: European Foundation for Support of Culture Именно это "чувство средиземноморья", заданный географией общий культурный знаменатель всех выходящих к Средиземному морю стран, с его терпимостью и вниманием к иному, превратил следующие три сочинения программы в одну тотальную симфонию. Увертюра из оперы-буфф "Турецкий доктор" Николо Изуара (рубеж XVII — XIX веков) настроила зал на юмор старого европейского образца — не интеллектуальный, но сочный и земной, переданный Мальтийскими филармониками с максимальным блеском. "Средиземноморские танцы" композитора-современника Чарльза Камильери заставили вспомнить лучшие образцы этого жанра и богатую картотеку европейского салона конца XIX — начала XX веков, как и всё остальное на Мальте уходящую корнями в толщу времен и культур — от горячего латинского пасадобля до вкрадчивого космополитичного фокстрота. А финальная сюита из балета "Bahr" ("Море") еще одного современника Альберта Гарсиа звучала как эталон импрессионизма, но не полутонового и мерцающего, а яркого, годного для киновоплощений, смело философского. Львиная доля успеха в этом прочтении принадлежит маэстро Сергею Смбатяну, собравшему оркестр и на профессиональном уровне, и на эмоциональном — по букве и духу. Фото: European Foundation for Support of Culture Итог — даже за два отделения этого вечера московская публика в достойном объёме познакомилась с академической музыкой Мальты — теперь уже не далекой и экзотической, но близкой и встроенной в широкий этнокультурный контекст. А с учетом остальных трех концертов большого тура "Объединение культур" меломаны получили впечатление и о Мальтийском симфоническом оркестре, и благодаря ему о качестве культурных институций удивительного острова-государства.

Весь мир за сотню тактов: музыка Мальты в Москве
© Ревизор.ru